ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

На карте

10 апреля 2015, 14:07

Якутская милиция во время войны. Опытные ушли на фронт, а те, кто остались, работали за двоих


Великая Отечественная война потребовала изменений в структуре и деятельности всех государственных структур. Это касалось и органов внутренних дел. Они были перестроены на военный лад. Для улучшения управления органами внутренних дел и государственной безопасности, в соответствии с указом президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 года наркоматы государственной безопасности и внутренних дел были объединены в единое ведомство. Это дало возможность скоординировать их деятельность, сконцентрировать усилия на борьбе с преступностью, вражеской агентурой и диверсантами, обеспечить надлежащий общественный порядок и безопасность в тылу.
На фронт ушел каждый третий
Якутская милиция в условиях войны руководствовалась директивой СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 года, которая потребовала от всех органов власти полного подчинения в своей деятельности интересам фронта, задачам укрепления тыла. В органах внутренних дел в годы войны постоянно поддерживалось состояние повышенной готовности. Обязанности милиции значительно расширились с введением более строгих мер регламентации поведения граждан в общественных местах, ужесточением режима работы предприятий и учреждений, усилением паспортно-регистрационной работы, выявлением и пресечением фактов паникерства и дезертирства.
Работники милиции Якутии воевали на фронтах Великой Отечественной войны, нелегко было и в тылу. Оперативная обстановка в Якутии была сложной, а личного состава милиции не хватало. В конце 1941 года, после объединения органов государственной безопасности и внутренних дел в один орган — НКВД ЯАССР со строжайшей централизацией, в каждом районе были созданы районные отделы НКВД со штатной численностью работников милиции от 10 до 21 человека. Причем, многие сотрудники были неопытны, малообразованны и по каким-то причинам не годны для службы в армии. Они заменили тех, кто ушел на фронт. А на фронт ушел каждый третий сотрудник Мегино-Кангаласского, Усть-Майского, Олекминского, Сунтарского, Намского, Таттинского районных, Якутского городского, Алданского окружного отделов НКВД.
Разгул преступности
В 1942-1945 годы отмечался высокий уровень грабежей, краж, разбойных нападений на магазины «Якутторга», «Золотопродснаба», «Холбоса», угоны и кради колхозного скота.
В Аллах-Юньском, в Алданском и Учурском районах нападали на золотоприемные пункты, уничтожали радиостанции, банды из числа беглецов из колоний и тюрем терроризировали население.

Были раскрыты крупные хищения муки, сахара, масла и других продуктов питания на закрытых предприятиях общепита в Якутске, в системе СЯРПа, злоупотребления в карточной системе в управлении связи.

Усиливающаяся миграция населения из других областей и краев затрудняла паспортно-регистрационную и военно-учетную работу. Сотрудники работали самоотверженно, без отпусков и выходных.

В военные годы большую помощь милиции оказывали группы охраны общественного порядка и бригады содействия милиции, созданные во многих городах, поселках и селах.

Участковый уполномоченный Уст-Алданского районного отдела Гаврил Васильевич Бурцев в 1943 году создал в нескольких наслегах бригады содействия милиции и при их помощи раскрыл ряд фактов скотокрадства в колхозах. В том году он расследовал и закончил с направлением в суд 16 уголовных дел. Приказом наркома ему была объявлена благодарность и выдана денежная премия.

Летом 1943 года в Аллах-Юньском районе бандитская группа Шумилова напала на участок «Огонек», уничтожила радиостанцию, ограбила магазин и склад продснаба, кассу золотоприемного пункта, увела 8 лошадей, совершила убийство рабочего и мастера.

Для ликвидации бандитской группы были созданы оперативные группы из работников НКВД ЯАССР, Аллах-Юньского и Усть-Майского районных отделов. Большую помощь оказывали партийные и советские органы этих районов. В преследовании и обезвреживании бандитов активно участвовали А. Гончаров — начальник отделения ОУР НКВД ЯАССР М. Портнов, И. Красновский — оперуполномоченные ОУР, Н. Шестаков — инструктор служебного собаководства, К. Климов — оперуполномоченный оперотдела НКВД, З. Гаража — оперуполномоченный ОБХСС, П. Полынский — заместитель начальника Аллах-Юньского райотдела, Н. Лобанов — начальник секретариата НКВД, милиционеры А. Кожевников, И. Сезонтов и участковый уполномоченный Усть-Майского РО младший лейтенант милиции Е. Захаров.

Бандитская группа была ликвидирована. Сдавшиеся живыми 15 человек в ноябре 1943 года осуждены. Более 50 кг россыпного золота было возвращено государству.

Поиск дезертиров и бандитов

В Нюрбинском, Верхневилюйском, Горном, Намском, Чурапчинском, Таттинском, Сунтарском, Кобяйском, Верхоянском и Олекминском трайонах в годы войны в тайге скрывались беглецы из мест лишения свободы и граждане, уклоняющиеся от призыва в Красную Армию. Они совершали кражи крупного рогатого скота и лошадей колхозов, оружия, боеприпасов, продуктов питания и одежды из магазинов и складов. Работники отделов борьбы с бандитизмом и уголовного розыска НКВД, сотрудники местных райотделов проделали большую работу по поимке таких грабительско-воровских групп и по установлению и изобличению их пособников. Активную помощь органам милиции в этом оказывали члены бригад содействия милиции и групп охраны общественного порядка: колхозники, работники райОНО, сельсовета. Были особенно ощутимы и горьки потери своих сотрудников в глубоком тылу, когда каждый работал и за тех, кто ушел на фронт.

При исполнении служебного долга, при задержании вооруженных бандитов и конвоировании опасных преступников погибли оперуполномоченный Алданского ОкрО Н. Давыдов, работник Оленекского РО А. Еремеев, участковый уполномоченный Амгинского РО Г. Чемезов, сотрудники Алданского РО НКВД А. Найденов, И. Яковлев, участковый уполномоченный Усть-Майского РО Е. Захаров, оперуполномоченный ОУР НКВД ЯАССР В. Кузьмин.

С 1944 года до конца войны работников органов внутренних дел в ряды Красной Армии почти не брали. Наоборот, пополняли их ряды из числа мобилизованных в армию.

 «Спали в горотделе»

 Коллективы райгоротделов и исправительно-трудовых учреждений добровольно отчисляли из своей ежемесячной зарплаты в фонд строительства танковой колонны и эскадрильи боевых самолетов «Советская Якутия» 2-3-дневный заработок, сдавали облигации госзаймов, вещи, выходили на сверхурочную службу по охране общественного порядка, на субботники и воскресники. Многолетний труд и безупречная служба в годы войны многих сотрудников Якутской милиции в 1945 году были отмечены высокими наградами: орденами Ленина, Красной Звезды, медалями.

Ветеран милиции Якутии Иван Петрович Мухин рассказывал: «В трудное для Родины время сотрудники милиции, находящиеся в тылу, активно участвовали в сборе металлолома, перечисляли заработанные деньги в фонд обороны страны, собирали теплые вещи для бойцов Красной Армии. Много моих товарищей, друзей погибли на фронтах. Каждый милиционер, оставшийся в тылу, работал за двоих, за себя и за товарища, сражающегося с фашистами. Трудились день и ночь, ночевали в горотделе, месяцами находились в командировках, спали в свободных камерах, так как гостиниц не было.

Когда получили известие о том, что на собранные деньги построен танк, который назвали «Советская Якутия», мы плакали от радости. Мы понимали, что помогать фронту — наш долг и делали для этого все, что могли».

Как и все фронтовики — бывшие работники милиции использовали любую возможность для связи с товарищами, коллегами по работе. Многие переписывались.

Именно органы милиции стали центром, регулировавшим жизнь в тылу.

Трудовые подвиги работников якутской милиции в годы Великой Отечественной войны живут в делах новых поколений сотрудников органов внутренних дел, широко используются в воспитании молодых кадров, в упрочении и развитии традиций и патриотического воспитания сотрудников, пришедших в наши дни. Жива память и в милицейских династиях Атласовых, Михайловых, Кузьминых, Федоровых, Строевых, Пшенниковых, Голоковых, Припузовых, Соколовых, Липуновых и многих-многих других.

Война закончилась 70 лет назад, но память о людях будет жить вечно.

Александр Ярковой, полковник милиции в отставке, директор музея МВД по РС(Я)

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Общество Просмотров: 1756 Источник: ЯСИА Автор: ЯСИА Изображение: пресс-служба МВД Якутии Подписаться на обновления

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ