ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

Анастасия Иванова

Обсуждаемое

Прекрасный черный дракон

11 марта 2015, 15:55
В Национальном художественном музее идет выставка, посвященная памяти Юрия Вотякова. В 2014 г. ему исполнилось бы 70 лет.

Вотяков был удивительный человек. Очень красивый, светлый. Так отзываются о нем многие — его ученики, однокашники. Некоторые считают, что именно он оказал огромное влияние на художника Михаила Старостина. (Думаю, многие, хорошо знакомые с творчеством Старостина, могут оспорить это мнение.)

photoByWidth&id=25466&width=1000

Большинство работ, представленных на выставке, монохромны, это линогравюры, рисунки карандашом. Даже по наброскам можно судить, как прекрасно он владел техникой рисунка. 

Заметила странную сконцентрированность на изображении головы. Много портретов, причем не поясных («Яна», «Портрет юноши», «Старушка из Усть-Татты», «Думы»). Особенно это заметно в последних работах, за 1978—1979 гг., голова либо в тени, либо заретуширована дочерна («Гнев»), либо с явными изъянами («Карлик. Отверженный»), уродствами («Анатомия доктора Эстиса»), вместо лица — черный провал. Было ли это связано с болезнью художника? Вотяков умер в 36 лет от рака мозга.

Очень много работ, посвященных шаманским мистериям. Это удивительно, если вспомнить, в какое время они созданы — в 1970-е годы, тогда это была не просто запретная тема, а практически забытая. О шаманах предпочитали молчать, многие скрывали свое родство с ними, о них нельзя было говорить. Многие осуждали ученых, изучавших шаманские погребения. Помню из детства жуткие рассказы о том, что потревоживших могилу шамана всегда постигала кара, если не их самих, то близкую родню, особенно детей. Говорят, рак мозга настигает людей, переступающих некую запретную черту, когда они слишком интересуются потусторонним, тем, чего простым смертным лучше не знать...

Впечатление от выставки очень сложное. Многие работы оставляют странное впечатление, будто мастер куда-то вышел и скоро вернется, чтобы нанести завершающий штрих, несколько движений руки — и перед нами наконец предстанет шедевр. Пока этого не случилось, всё в ожидании, но — увы, мастер не вернется никогда.

Почему-то мне показалось, что это не все работы Вотякова. Как будто где-то есть неизвестный нам шедевр, законченное творение, вершина его творчества. Конечно, подчеркну, это всего лишь моё субъективное мнение. Но на выставке есть одна чудесная работа, подтверждающая это впечатление, — акварель "Циркачи". Никогда ранее не видела этот рисунок. Интересная композиция, яркие нежные цвета, очень точные линии, — это совершенно другой Вотяков! Возможно, именно таким он и был, художник абсолютно европейского уровня и восприятия, радостный и легкий?

Нам трудно оценить масштаб его личности. Вотяков исчез, улетел, словно прекрасный чёрный дракон, запертый в бумажном замке; всё, что нам осталось — листы бумаги, обрамлявшие стены замка, на них остались отпечатки его угольно-черных крыльев, черно-белые оттиски антрацитных чешуй, по ним мы и пытаемся судить о нём, представить его красоту и величие целиком, хоть это и невозможно в полной мере.

Замечательный пост, посвященный открытию выставки, можно прочитать здесь: http://dnevniki.ykt.ru/Ayiina/716874

Просмотров: 1020 Комментариев: 0 Автор: Анастасия Иванова
Стиль и орфография автора сохранены.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ