Его уникальный талант был поистине многогранен: народный певец и сказитель, непревзойденный знаток народного искусства, основоположник якутской танцевальной культуры. Неоценим вклад выдающегося сказителя, непревзойденного певца, мастера художественного слова, создателя якутской народной хореографии С.А. Зверева (Кыыл-Уола) в становлении профессионального искусства Якутии.
Справка
Сергей Афанасьевич Зверев - Кыыл Уола родился 8 июля 1900 г. в Тюбяйском наслеге Сунтарского улуса Вилюйского округа. Ум, талант и характер ему были переданы по наследству. Так, дед певца Антон Дьапта был прославленным олонхосутом; отец Афанасий Антонов-Кыыл Охонооhой - известный в Вилюйском округе олонхосут, также был хорошим плотником и мастером по серебру. Хара Мотрёна любила сказывать и исполнять олонхо.
Мальчика с юных лет окружала атмосфера любви и поклонения устному поэтическому творчеству, народному искусству. Большую роль в раннем развитии Сергея Зверева сыграл даровитый сказитель Яков Ырдьан. С 11 лет начались его скитания (удел всех даровитых сказителей) по родному краю, нюрбинскому, мархинскому и вилюйским улусам, по рекам Витим, Олекма и Оленек. Повзрослев, он работал на Бодайбинских золотых приисках, довелось ему побывать и на берегу далекого Амура. Ранняя самостоятельная жизнь и скитания помогли ему не только познать быт и культуру родного народа, а также явились незаменимой школой жизни для становления его как знатока якутского фольклора и других народов Якутии. Сергей Афанасьевич при наречении своих детей от второго брака с Федорой Ивановной увековечил имена далеких предков Сиэнэкэ, Тегyлэ, Кyегэйээни, Туйаарымы. Кыыл Уола и в этом заложил основу распространения изначально бытовавших имен в якутском народе.
Слава непревзойденного запевалы хороводного танца осуохай, прекрасное знание ритуальных танцев, музыкального фольклора, шаманских мистерий, этнографических реалий, феноменальная память постоянно притягивала к себе специалистов - профессиональных фольклористов, литературоведов, музыкантов, хореографов, этнографов. Сергей Афанасьевич чрезвычайно трепетно относился к осуохаю.
Неоценим вклад С.А. Зверева в становлении профессионального искусства народов Якутии. В 1944 г. он был включен в состав бригады деятелей культуры (руководитель М.Н. Жирков), которая по поручению правительства республики выехала в Москву для установления контактов с работниками музыкального искусства столицы и для разработки репертуара музыкального театра Якутии. В 1947 г. С.А. Зверева пригласили в Якутский государственный музыкально-драматический театр консультантом для постановки первой якутской героико-эпической оперы "Ньургун Боотур" - единственного инсценированного варианта олонхо - жемчужины памятника духовной культуры якутского народа.
Поэтическое творчество С.А. Зверева, знатока народной мудрости, отличается всегда глубоким смыслом, богатой образной системой, ярким красочным языком, точностью передачи жанровых особенностей.
В золотой фонд якутской литературы вошли: олонхо "Куллустай Бэргэн", поэмы "Оргуhуохтаах кыыс", "Айхал эйиэхэ, аар тай5а", "Уот Кудулу", "Мин сyрэ5им", "Улуу Москва туhнан тойук" и др. Гордостью народа является поэма "Улуу Москва туhунан тойук" ("Сказание о великой Москве").
Отрадно отметить, что в юбилейный год увидят свет ранее неопубликованные произведения: олонхо "Кулун кугас аттаах Куллустай Бэргэн" (Куллустай Бэргэн на красно-буром жеребце), трагедия "Хара саhыл" (Чернобурая лиса), поэма "Суоhалдьыйа Толбонноох", пять вариантов "Киhи уонна таас" (человек и камень), позже получивший название "Айхал, эйиэхэ, аар тай5а!" (Слава тебе, седая тайга).
Его необычайная восприимчивость, феноменальная память, обширный словарный запас способствовали сохранению произведений устного народного творчества наших предков и служит для новых поколений живительным источником знаний истории своего народа.
С.А. Зверев - основоположник якутской сценической танцевальной культуры. Им создано более тридцати танцев: "Алгыс", "Ситим", "Сэлбэрискэ", "Хотой", "Кымыс юрдэ" и другие, являющихся классическими образцами якутского народного танца.
Опера-балет "Суоhалдьыйа Толбонноох", поставленная автором в 1959 году, как синтез музыкальных жанров является единственным примером в мировом искусстве, еще в то время Зверев шел к созданию театра танца.
Вершиной его хореографического творчества, как автора и постановщика танцев, является танец "Оhуор" ("Узоры"), в последствии неоднократно показанный в Москве.
Оригинальное видение, неповторимый индивидуальный почерк помогли ему создать уникальные классические элементы якутского народного танца: "таналай yктээн хаамыы" - шаг "таналай", "небесный поклон" - yеhээ айыыларга сyгyрyйyy, разновидности "сyгyрyйyy" - поклон, "туос иhит ойуута" - берестяные узоры, "дэйбиирдээх хаамыы" - шаг с махалкой, "кyеттэhии" - движения поддувания кузнечного горна, "быа былаастааhын" - измерение бечевы на размер раскинутых рук, "балталаhыы" - движения с кувалдой (имитация), "уруйдааhын" - движения восхваления верхних айыы, "тобук холбоон ойуу" - движения, узоры соединенными коленями - и т.д.
Прекрасное знание музыкального наследия своего народа давало ему возможность самому сочинять музыку танцев, для чего он как никто умел использовать естественные природные звуки.
Артист-самородок, сказитель, запевала осуохая, создатель народной якутской хореографии, постановщик первых якутских танцев, неоднократно представлял якутское народное искусство на больших сценах.
Ярким свидетельством признания его таланта стали выступления:
• на сцене знаменитого Государственного академического Большого театра (1947 г.);
• в культурной программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 г.);
• в Днях культуры и искусства Якутской АССР в Москве (1957, 1965 гг.);
• в большом театрализованном представлении "Сияние Севера" в Москве (1960 г.);
• в Кремлевском Дворце съездов (1965 г.).
По свидетельству людей, знавших его достаточно близко и длительное время, Кыыл Уола был женат трижды.
Первая жена умерла при родах. Он познал большую любовь двух замечательных женщин, неповторимых по образу своему. Каждая славилась в своем округе порядочностью, благоразумием, обладая при этом и чисто женским очарованием, но отличались различными представлениями о смысле семейного благополучия, что и оказалось решающим фактором при расторжении брака с Анастасией и вступлении в последний брак с Федорой.
Анастасия Потаповна, воспитанная в достатке, предпочитала размеренную, обеспеченную семейную жизнь, где все ясно и основательно с твердым, раз и навсегда установленным укладом.
Сергей Афанасьевич, почти пятидесятилетний мужчина, имевший солидный семейный стаж, женившись на молоденькой Федоре Ивановне, построил именно такую модель семьи, какая ему была необходимо.
Федора Ивановна выполнила роль личного секретаря, внимательного слушателя, редактора и первого беспристранного судьи. Благодаря этой женщине, которая поняла, приняла и безмерно была предана служению его великому таланту наша культура обогатилась богатством, которое впоследствии будет составлять национальное достояние якутского народа.
Прирожденное, блестящее знание фольклора родного народа, многогранный талант дают основание рассматривать Зверева Сергея Афанасьевича-Кыыл Уола - как самобытнейшее явление в историческом развитии народа саха, в контексте мировой художественной культуры.
Его роль в становлении и развития профессионального искусства, богатое творческое наследие требует углубленного научного исследования, практического освоения и увековечения памяти, что является одним из важных аспектов возрожденческой деятельности духовной культуры народа саха в установлении равновесия между сохранением традиционного искусства и развитием межкультурного взаимодействия, основанного на общечеловеческих ценностях.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети