Во-первых, о том, что парк станет федеральным известно давно, более того, республика приложила для этого немало усилий, и главное, для чего это делалось – укрепление охранного статуса объекта. Заметим, что получить статус ООПТ федерального значения крайне не просто, и не факт, что «Ленским столбам» это бы удалось, если бы не памятное решение 36-й сессии ЮНЕСКО. Так что все заявления о том, что федералы наложили когтистую лапу на жемчужину Якутии, потому что она попала в список ЮНЕСКО, мягко говоря, беспочвенны. Инициатива была наша, мотивы - смотри выше.
Повышение статуса охраняемой территории - едва ли не главная привилегия, которую получает объект, попавший в список культурного и природного наследия, с учетом налагаемых обязательств. И то, что Якутия этой привилегией не преминула воспользоваться – вполне естественно и логично. Не удивлюсь, кстати, если выяснится, что получение федерального статуса и было одной из целей номинации, но это уже домыслы.
Работа по передаче в федеральную собственность ведется уже как минимум около двух лет, и этого факта никто не скрывал. Более того, сразу после того как было принято решение о включении парка в список ЮНЕСКО было объявлено, что «Ленские столбы» сменят статус. Не скрывали и то, что есть узкие места, которые требуют особого внимания (те же места традиционного природопользования, бизонарий, который, являясь республиканским, окажется на федеральной территории). Кстати, директор парка входит в рабочую группу по передаче «Ленских столбов» в федеральную собственность, возглавляемую вице-президентом, поэтому обо всем этом осведомлен лучше кого-бы то ни было. На посту директора он уже год, за это время было немало конференций, встреч с журналистами, но вопрос о федеральном статусе его не беспокоил.
И вдруг - первая часть Мерлезонского балета. Внезапно директор парка решает раскрыть глаза (и не кому-нибудь, а целой группе журналистов) на горькую правду: федералы хотят отобрать у Якутии один «из главных республиканских брендов, источник национального вдохновения, креативности народа». А республика не противится, потому что хочет разгрузить республиканский бюджет.
При этом господин Калитин почему-то умолчал (по крайней мере, такое впечатление создается по публикациям в СМИ и если оно ложное, я заранее прошу прощения) не только о том, что этого статуса добивались несколько лет, но и еще нескольких моментах.
Например, о том, что федералы не очень-то стремятся принять природный парк, пусть и включенный в список ЮНЕСКО, на свой баланс. Более того, для того, чтобы в 2015 году «Ленские столбы» стали Национальным парком федеральным Якутии придется очень много поработать. Потому что для министерства природных ресурсов и экологии РФ – это дополнительная статья расходов и чтобы ее учли в бюджете на будущий год, все вопросы нужно решить как минимум до сентября. Можно конечно полагать, что российское МП уже отстегнуло крупный ломоть на содержание парка, и ждет не дождется, чтобы его потратить, но так думать могут только очень наивные люди.
Второй момент, о котором почему-то забывают за разговорами о национальном достоянии и прибылях от туризма – это то, что статус объекта ЮНЕСКО парк получил отнюдь не как туристический объект, и даже не как объект исключительной природной красоты и эстетической важности, а как объект, являющийся образцом главных этапов истории Земли и представляющий научную ценность. Поэтому, в первую очередь, следует заботиться о том, чтобы он стал и оставался как можно дольше площадкой для международных и российских научных исследований, а уже потом развитием туризма (впрочем, здесь одно другому не мешает). С точки зрения организации научного сотрудничества, федеральный статус только в помощь.
И третье. Статус объекта ЮНЕСКО - это не награда, которой следует махать как флагом. Это признание ценности объекта в мировом масштабе. Как следствие - наложение особых обязательств по его охране и сохранению на страну, на территории которой этот объект находится. В данном случае – на Россию и Якутию, как субъекта последней. Статус Государственного Национального парка существенно повысит охранные полномочия инспекторов парка и усилит охранный режим на его территории. Кстати, на территории Национальных парков, в отличие от заповедников разрешены туризм и ограниченная хозяйственная деятельность, так что при соблюдении природоохранных требований, проблем у туристов не возникнет.
В связи с этим возникает вопрос: зачем директору парка, который, безусловно, все эти моменты известны, примерять на себя образ героя-спасителя, открывающего глаза людям на происки федералов, а следом просится и сакраментальное сiu prodest. Здесь открывается богатое поле для фантазий. Можно, например, пофантазировать на тему того, что федеральный статус ограничит охоту и рыбалку на территории парка или о том, кто будет получать деньги на содержание территории…. Впрочем, зачем фантазировать, нужно только немножко подождать. Вторая часть Мерлезонского балета не за горами.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии Добавить комментарий
Авторизация на сайте через социальные сети