ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

Похожие новости

7 мая 2014, 12:26

Личная коллекция Аизы Решетниковой


Заслуженная артистка России Аиза Решетникова – неугомонный человек. Недавно она вместе с солисткой оперы Анной Дьячковской совершила турне по лучшим музыкальным музеям Австрии и Германии и пополнила свое уникальное собрание инструментов, на которых ей довелось сыграть. Маршрут был фантастическим: Вена – Зальцбург – Мюнхен – Нюрнберг – Лейпциг – Байрёйт – Халле – Берлин.

– Аиза Петровна, кто вам устроил такое путешествие?

– Когда мы учились в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории, даже мечтать о поездке на родину Баха, Моцарта, Бетховена, Вагнера было нельзя. Ассоциация музыкальных музеев России и стран СНГ, уже десять лет объединяющая музеи разного формата, сделала это возможным. Поездка сочетала приятное с полезным. У нас был выездной семинар. Он раскрыл сокровенные темы музыкальной и театральной культуры, эволюции музыкальных инструментов, а также физики звука в музеях и научно-просветительских центрах.

– Что вас удивило?

— Интерактив во всей красе! В Доме музыки в Вене мы по компьютеру слали Моцарту (имя гения носит виртуальный персонаж) ритмические диктанты, которые тот немедленно расшифровывал, танцевали в зале Штрауса, бродили среди настоящих деревьев в зале Малера, стояли над прижизненной и посмертной масками Бетховена.

Мне бы очень хотелось в нашем Музее музыки и фольклора народов Якутии установить дирижерский аттракцион, такой же, как в Вене. После прослушивания записи выбранного произведения дирижер Зубин Мета с экрана предложил дирижерскую палочку. Я взяла ее и решила замедлять и убыстрять темп. И была поражена эффектом послушания мне оркестра из ста человек!
В Нюрнберге, попросив Дьячковскую спеть вторую арию Царицы ночи из «Волшебной флейты», я впервые в жизни села за один из четырех клавесинов моцартовской эпохи. Педаль была под клавиатурой и нажималась коленом снизу! Сама клавиатура казалась перевернутой – вместо белых были черные клавиши и наоборот. Анна спела блестяще. Австрийцы, а позже и немцы рассыпались в комплиментах. А нашим коллегам из Беларуси, Азербайджана, Клина, Москвы, Санкт-Петербурга с этого дня оставалось только восторгаться обширностью репертуара нашей певицы. Она ни разу не повторилась: каждый раз другой Рахманинов, иной Чайковский.

– А у вас, Анна Васильевна, какое мнение?

– В Германии почти нет мемориальных квартир с мебелью, кухней. Такое есть лишь в музее художника Альбрехта Дюрера в Нюрнберге, где аудиоэкскурсию вел женский голос от имени жены. Со смотрительницей в старинной одежде я скопировала на станке гравюру хозяина. Она уже висит у меня дома над роялем.

В музеях нам показали сотни, тысячи инструментов разных эпох. Жаль, музыка там не звучит. А я знаю, что Аизе Петровне всегда хочется поиграть и услышать их вживую. Зато мы видели прижизненные декорации оперы «Волшебная флейта» в Зальцбурге. Стоя перед домом Моцарта, Аиза Петровна рассказала, как 21 год назад здесь играли наши маленькие скрипачи – будущие «Виртуозы Якутии». Тогда Моцартеум занимал лишь две комнаты.

Аиза Петровна сразу же подхватила:

– В остальных жили обычные зальцбургцы. Сейчас музей отвоевал весь дом, а с ним и соседний. И удивительно, что сделано это усилиями не государства, а частного фонда, в который может делать вклады любой. Собраны копии всех прижизненных портретов Моцарта, его окружения, генеалогическое древо, отражены постановки опер, маршруты его бесконечных гастролей.

– Благодаря коллекции уникальных инструментов, которые «виртуально» собирает Аиза Петровна, я тоже соприкоснулась с историей, – говорит Анна Дьячковская. – Выступив с ней с сольной программой «Романсы Чайковского» в Доме-музее Петра Ильича в Клину, я подумала: «Это все, предел мечтаний!». Ведь она сыграла на рояле, на котором была сочинена VI симфония. Но оказалось, можно пойти дальше. В Доме-музее Ференца Листа в Байрёйте Аиза Петровна аккомпанировала мне на рояле Рихарда Вагнера.

– Вагнер был женат на дочери Листа Козиме, – пояснила Аиза Петровна. – Вот почему там оказался этот инструмент. Рядом с гостиной была комната, где скончался великий венгр, помогавший всем нуждавшимся в поддержке талантам. Мы с Анной исполнили романсы «Не пой, красавица, при мне…» Рахманинова и «День ли царит…» Чайковского.

– В чем смысл таких удивительных поездок?

– Мы еще раз убедили мир, что музыканты профессионально равны, и показали, что знаем, любим и исполняем классику. Оказалось, мы можем нести Европе свои культурные ценности. У нас появилась масса новых идей о том, как следует просвещать людей. Ведь музыка адресована всем независимо от языка и цвета кожи.

Читайте: http://www.gazetayakutia.ru/

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Культура Просмотров: 930 Источник: Газета "Якутия" Автор: Аита Шапошникова Подписаться на обновления

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ