ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

Ангелина Васильева

«Удаганки»: монолог одного зрителя

26 января 2015, 15:00
Я не литературный критик. Поэтому попытаюсь описать свои чувства и впечатления простым языком типичного зрителя, не театрала, но следящего за премьерами. У меня бывает так: или понравилось, или нет. Если переигрывают, где-то проскальзывает фальш -- то все... Как-то так.

Первое, что бросается на глаза, это нарочитая простота декораций и костюмов. Простые деревянные шесты и кусок белой ткани постоянно трансформируются то в урасу, то в снежную бурю, а то и в преисподнюю, дом абаасы. Молодые артисты не только играют свои роли, но и оживляют пространство сцены, становясь частью живой декорации. На фоне черной сцены светлые фигуры смотрятся очень статично и графично. И это простота не отвлекает, а завораживает, побуждает фантазию. В спектакле-олонхо так и должно быть – ведь у настоящего олонхосута из декораций и инструментов есть только растопленный камелек да свой богатый, красочный язык. Поэтому люди, развивая фантазию, все описанное представляли перед глазами,  видели как наяву.

photoByWidth&id=21361&width=1000

Потрясает пластика артистов. Движения отточены, артисты не просто двигаются, а танцуют. Гаврила Менкярова (играл главных героев к/ф «Айыы уола», «Дьикти саас»), который играет абаасы, не узнать. Несмотря на то, что у артистов нет грима, не сразу его узнаешь. По-моему, для него это первый опыт отрицательного героя. Настолько меняется пластика, мимика, энергетика, что зритель верит – перед ним стоит истинный сын абаасы. Но фигура абаасы предстает не страшным и могучим явлением, а показана с юмором. Вообще, юмор пронизывает весь спектакль тонкой вуалью. Говорят, что якутский юмор настолько своебразен, что его понимают только якуты. Но зал хохочет. 

photoByWidth&id=21362&width=1000

Кстати, главных героинь узнала по фильмам "Айыы уола" и "Суол", и то по именам. Но здесь они настолько другие, что многие их не узнают. 

Тема эротики представлена то с юмором (сын абаасы с супругой), то динамично, в порыве танца. В олонхо есть сцены соития, это зарождение жизни, любви и поиск своего жизненного предназначения. Смысл спектакля в том, что истина не устаревает, счастье обретается в семье и продолжении рода.  Поэтому нет пошлости, нет и смущения. 

photoByWidth&id=21363&width=1000

photoByWidth&id=21364&width=1000

Зал полон. Зрители хохочут, переживают вместе с артистами. Несмотря на то, что современный человек воспринимает тойук с трудностями, где-то в середине спектакля начинаешь понимать весь смысл слов. Рядом со мной сидят русские зрители, слушают через синхронный перевод. Слышу их перешептывания: «Потрясающе! Как красиво!». Задумываюсь: а как воспримут спектакль российские и иностранные зрители? Ведь скоро молодому Театру Олонхо играть перед российской избалованной театральной публикой. В первую очередь, для них олонхо, шаманы, абаасы – это экзотика, архаизм. Но в то же время все настолько современно, динамично и легко для восприятия, что, думаю, российский зритель все поймет правильно. 

Я сделала личный вывод: спектакль «Удаганки» достоин премии «Золотая маска». Пожелаем артистам удачно выступить и поразить российского, нет, международного зрителя!

photoByWidth&id=21365&width=1000

«Театр Олонхо» представляет спектакль-олонхо Н.Абрамова–Кынат «Удаганки» в постановке народной артистки РФ Степаниды Борисовой. Сценография – Михаил Егоров.

Художник по костюмам – Сардана Федотова.

В ролях: Нюргуяна Маркова, Галина Тихонова, Валентин Макаров, Дмитрий Алексеев, Гаврил Менкяров, Наталья Слепцова, Матрена Корнилова, Петр Баснаев, Евгений Сергучев, Лена Оленова, Мария Тастыгина.

Фото: из Интернета.

Просмотров: 1738 Комментариев: 0 Автор: Ангелина Васильева
Стиль и орфография автора сохранены.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ