- Альберт Васильевич, первый вопрос – про портал. Расскажите, как восприняли ваш проект коллеги из других стран?
- В Греции мы выступили с несколькими докладами, в которых рассказали о последних исследованиях и находках. Одним из них стала презентация Международного мамонтового портала. Без скромности скажу, что он вызвал большой интерес у коллег. И, что для нас очень важно, в итоговой резолюции было особо отмечено, что конференция поддерживает начинание якутских палеонтологов по созданию международного ресурса, который в будущем объединит большие базы данных о мамонтовой фауне и будет оказывать всемерную поддержку по его продвижению.
- Ученые из других научных центров не изъявили желания принять участие в реализации проекта?
- Заинтересовались многие. Но тут нужно понимать, что фактически это была первая официальная презентация портала – люди только услышали о нем. В неофициальных беседах исследователи из мировых и российских научных институтов, центров расспрашивали, как портал работает, как туда можно войти. Мы раздали всем адрес и в дальнейшем рассчитываем на их участие.
В целом же отмечу, что раскрутка таких крупных проектов, как Мамонтовый портал, дело не быстрое, на это нужен не один год. Мы прекрасно понимаем объем предстоящей работы, но будем дальше двигаться в этом направлении, потому что, как мы поняли из бесед, это интересно всем.
- Совсем недавно президент Академии наук РС(Я) Игорь Колодезников сообщил о том, что вы начали еще один проект по созданию криохранилища мамонтовой фауны. Был ли он представлен на конференции?
- Официального доклада по криохранилищу не было, так как программа конференции была сверстана еще до Нового года. Создание криохранилища – поручение президента республики, мы его получили в январе.
Это очень перспективный проект и у нас есть несколько причин считать, что именно Якутия должна стать местом, где такое хранилище будет создано.
Во-первых, на сегодняшний момент в Якутии хранится наибольшее количество замороженных останков мамонтовой фауны – около 70 % всех найденных.
Во-вторых, Якутск находится в зоне вечной мерзлоты, а значит, большую часть сезона не потребуется тратить энергию для охлаждения. Мы сможем использовать естественный холод, который будет запасаться зимой и поддерживаться в течение части лета, благодаря вечной мерзлоте.
В-третьих, в Якутске находятся научные учреждения, которые занимаются изучением мамонтовой фауны.
Сочетание этих трёх факторов и является хорошей предпосылкой для того, чтобы построить такое хранилище именно у нас. Потому что где-то есть научные институты, но нет мерзлоты, а где-то есть мерзлота, но нет научных институтов. А в Якутске есть все.
- Каковы научные перспективы создания криохранилища?
- Вы знаете, я считаю, что нужно говорить не о перспективности, а о необходимости. Потому что развитие научных аналитических методов идет семимильными шагами, создаются новые методики, совершенствуются старые.
Раньше такие объекты быстро превращались в музейные экспонаты – их высушивали, изготовляли чучела, при этом, так как они уже не могли изучаться, падала их научная ценность.
Если же объекты хранятся в замороженном состоянии, их всегда можно заново исследовать. Это не мы придумали: самый первый объект, который сохранили в замороженном виде, – альпийский человек. Он был найден в 1991 году и хранится уже 20 лет. Все это время он не теряет научной ценности, его заново исследуют, изучают. Мы преследуем такие же цели, создавая криохранилище мамонтовой фауны.
- Как бы вы оценили результаты конференции?
- Главным результатом я считаю налаживание научных контактов, как правило, это и является основной целью таких мероприятий. В этом году собрался очень представительный форум, участие принимали около 200 ученых из 36 стран мира. Большая делегация была из России – более 30 человек, 15 из них - из Якутии. Они представляли три научных центра, которые занимаются изучением мамонтов, - Академию наук РС(Я), Музей мамонта Института прикладной экологии Севера СВФУ и Институт геологии алмаза и благородных металлов ЯНЦ СО РАН.
Организатором выступил университет Салоников, там занимаются археологией и палеонтологией. Мамонтов там тоже находят, конечно, по сравнению с нами совсем немного, но греческие коллеги очень гордятся своими находками.
Сама конференция продолжалась неделю, еще четыре дня организаторы отвели под полевые экскурсии: нам показали музеи, свозили на раскопки, мы посмотрели, как работают греческие палеонтологи.
Мы доложили о своих находках, многие заинтересовались, предложили свои методики исследования – сейчас ведем переговоры в этом направлении. Наладили контакты с Иллинойским университетом (США), Университетом Альберта (Канада), учеными из Индии, Японии, Германии. В общем, себя показали и других посмотрели.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети