Заседание состоялось под председательством министра регионального развития Игоря Слюняева. В нем приняли участие заместитель министра Валерий Гаевский, директор Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Елена Чугуевская, директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Александр Журавский, представители федеральных органов исполнительной власти, приарктических субъектов РФ, экспертного и научного сообществ.
- Развитие Арктики является одной из ключевых задач экономического развития и защиты национальных интересов нашей страны. Это определяет необходимость комплексного системного подхода к решению поставленных перед нами задач, - отметил Игорь Слюняев, открывая заседание.
Большое внимание в ходе заседания было уделено вопросам «северного завоза». Игорь Слюняев напомнил, что в соответствии с поручением правительства РФ на Межведомственную рабочую группу возложена функция по рассмотрению вопросов организации и перевозки продуктов и товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
Постпред Республики Саха (Якутия) Алексей Стручков проинформировал о выполнении графика «северного завоза» в Якутии.
- Навигация текущего года началась на две недели раньше многолетних сроков, с 28 апреля 2014 года. Планируется завести 1 598,7 тыс. тонн грузов, из них 387 тыс. тонн - на арктические реки Яна, Индигирка, Колыма, Анабар и море Лаптевых. Кроме этого, планируется перемещение депонационного запаса – 89,4 тыс. тонн. По состоянию на 25 июня 2014 года отгружено 618 тыс. тонн и доставлено 408 тыс. тонн, что на 16% больше по сравнению с 2013 годом (396,6 тыс. тонн). Отгружено депонационного запаса 15,1 тыс. тонн тонн, доставлено 10,6 тыс. тонн,- сообщил Алексей Стручков.
Вместе с тем, первый заместитель председателя правительства Якутии высказал ряд предложений по повышению эффективности «северного завоза»:
- Увеличение программы дноуглубительных работ на барах рек Индигирка, Яна, Колыма, Лена;
- Создание государственного запаса топлива Российского агентства по государственным резервам совместно с правительством РС(Я) на основных транзитных нефтебазах республики для безопасного функционирования систем жизнеобеспечения;
- Реновация и обновление флота судов класса «река – море» для обеспечения топливно-энергетическими ресурсами арктических районов Республики Саха (Якутия) на лизинговой основе с участием федерального бюджета;
- Закрепление на постоянной основе нормы о предоставлении бюджетных кредитов юр.лицам для целей «северного завоза» (ст.93.2 БК РФ);
- Закрепление нормы, исключающей требование по ограничению срока оплаты продовольственных товаров в районы Крайнего Севера (ч.7 ст.9 ФЗ от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ»);
- Возобновление работы гидрометеорологических станций на барах р. Индигирка, р.Яна;
- Принятие правительством РФ единого порядка организации и финансового обеспечения поставки грузов (продукции) в районы Крайнего Севера.
"Эти предложения обусловлены тем, что «северный завоз» грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности представляет собой сложные организационные процессы не только в проведении подготовительных мероприятий, но и в изыскании источников финансирования, мобилизации значительного объема финансовых ресурсов, отвлечения на эти цели собственных оборотных средств предприятий и бюджета республики, привлечения дополнительных кредитных ресурсов", - отметил Алексей Стручков.
Он добавил, что в ближайшие годы планируется существенное увеличение объемов перевозок грузов водным транспортом. Это связано с реализацией крупномасштабных проектов на территории Республики Саха (Якутия). Только для строительства магистрального газопровода «Сила Сибири» с 2014 года предстоит перевезти более 6,1 млн тонн грузов, из них водным транспортом порядка 70%.
Предложения Алексея Стручкова нашли поддержку у министра Российской Федерации и других участников заседания. Игорь Слюняев поручил создать в рамках Межведомственной рабочей группы подгруппу по вопросам организации «северного завоза» с целью выработки предложений по актуализации существующей нормативной правовой базы, регламентирующей обеспечение Крайнего Севера, а также финансовому обеспечению «северного завоза». В состав подгруппы включен Алексей Стручков.
С докладами о выполнении графика «северного завоза» в приарктических субъектах выступили представители Ненецкого автономного округа, Архангельской области, Республики Саха (Якутия), Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края. Согласно озвученной информации, в целом обеспечение районов Крайнего Севера товарами и продуктами идет по графику, причин для срывов нет.
- В вопросах северного завоза необходимо наладить надлежащую координацию и финансирование, аккумулировать на базе Межведомственной рабочей группы предложения по повышению эффективности снабжения Крайнего Севера и выработать конкретные рекомендации по совершенствованию законодательства и инвентаризации полномочий, - отметил Игорь Слюняев.
Межведомственная рабочая группа рассмотрела дальнейшие шаги по реализации принятых нормативных правовых актов в сфере социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Среди них:
- Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2014 года № 366), которая является основным механизмом реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ и содержит аналитическое отражение мероприятий, реализуемых на территории Арктической зоны РФ в рамках других государственных программ и инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Всего, по оценкам, на 2015-2020 годы в рамках «отраслевых» госпрограмм и непрограммной части из федерального бюджета предусмотрено порядка 160 млрд. руб. Полноценное финансирование программы начнется с 2017 года.
- Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», в соответствии с которым в состав сухопутной территории российской Арктики вошли 4 субъекта РФ полностью – Мурманская область, Ямало-Ненецкий, Ненецкий и Чукотский автономные округа и 4 субъекта РФ частично – Республика Саха (Якутия) (5 улусов), Красноярский край (3 муниципальных образования), Архангельская область (7 муниципальных образований), Республика Коми (1 муниципальное образование)
Заместитель директора Департамента стратегического развития и государственной политики в сфере территориального планирования Андрей Васильев сообщил, что в настоящее время Минрегионом России совместно с Минэкономразвития России и Росстатом проводится работа по формированию системы мониторинга и статистического учета социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Проводятся мероприятия по включению Арктической зоны РФ в самостоятельный раздел Общероссийского классификатора экономических регионов, а также разрабатываются поправки в Федеральный план статистических работ.
Выступившие на заседании руководители Минрегиона России и субъектов Российской Федерации отметили необходимость принятия мер по расширению ресурсной базы Арктической зоны РФ, способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья, а также обеспечения высокого уровня фундаментальных и прикладных научных исследований по накоплению знаний и созданию современных научных и геоинформационных основ управления арктическими территориями.
Участники заседания обсудили приказ министра регионального развития Методологии комплексного управления прибрежными зонами, которая представляет собой экономико-правовой механизм координации многочисленных противоречивых интересов прибрежных и морских природопользователей (добыча полезных ископаемых на шельфе, оборона и национальная безопасность, рыбное хозяйство, морской транспорт, промышленное и сельскохозяйственное развитие прибрежных зон, рекреационный потенциал, особо охраняемые природные территории и акватории и т.д.). Она включает в себя три уровня:
1 уровень – включение прибрежно-морского компонента в Стратегии социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации;
2 уровень – включение прибрежно-морского компонента в программы социально-экономического развития прибрежных субъектов Российской Федерации, а также в программы социально-экономического развития приморских муниципальных образований ;
3 уровень – разработка схем морского акваториального (пространственного) планирования, учитывающих стратегические документы приморских субъектов Российской Федерации.
По итогам заседания приарктические субъекты Российской Федерации должны представить в Минрегион России информацию о реализации на территории Арктической зоны РФ мероприятий государственных программ Российской Федерации, региональных государственных программ субъектов, инвестиционных программ государственных корпораций и естественных монополий и объемы их финансирования.
Следующее заседание Межведомственной рабочей группы по координации деятельности по контролю за реализацией Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года будет проведено в сентябре этого года.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети