«Я не был непосредственным участником принятия Декларации, но мои старшие товарищи участвовали в подготовке этого документа. В частности, я работал с Афанасием Петровичем Илларионовым, тогда руководителем государственно-правового управления Верховного Совета ЯАССР, впоследствии - председателем палаты представителей Госсобрания. В дискуссиях с ним я много и часто слышал о том, как шло формирование декларации. Хочу отметить, что никто никогда не ставил вопроса о выходе из состава РСФСР. То есть конституционно и нормативно была подчеркнута необходимость федеративного устройства государства», - сказал Александр Власов.
В период СССР были элементы суверенитета - национально-культурная самостоятельность была декларирована советской властью. Этим правом вполне успешно пользовались национальные республики.
Начало 90-х - особый период в новейшей истории. Тогда уже чувствовалось, что Советский Союз прекратит свое существование и для того, чтобы каким-то образом обезопасить вопросы, связанные с возможностью самостоятельно решать вопросы, учитывая слабость федеральной власти и была подготовлена Декларация о государственном суверенитете Якутии.
«С 1991 по 1993 годы я был членом правительства. Затем длительный период работал в парламенте, где нам, как законодателям повезло - мы были самостоятельны. В вакууме федеральных законов мы принимали и готовили очень большое количество законодательных актов, на тот период времени определяли решения, необходимые в управлении республикой. В какой-то степени политическая самостоятельность никогда не была полной, определенные права передавались федеральному центру. Но экономическая самостоятельность была довольно значительная», - отмечает Власов.
Безусловно, одним из сложных периодов становления прав субъектов РФ можно назвать время, когда республиканское законодательство приводилось в соответствие с федеральным. «Могу сказать, что мы приложили максимум усилий для сохранения самостоятельности республики. Я до сих пор восхищаюсь уникальностью ума председателя Конституционного суда республики Дмитрия Николаевича Миронова, который очень четко определил понятие суверенитета - разграничил полномочия между федеральным центром и субъектом», - рассказывает Александр Васильевич.
Реально с этим Власову пришлось столкнуться работая заместителем председателя правительства. В начале 2000-х федеральный центр серьезно занимался унитаризацией государственности: «В 2004 году был принят закон № 122, как многие говорят – «об отмене льгот», на самом деле по нему значительная часть полномочий передавалась в центр. Тогда мы проявили самостоятельность во главе с президентом Якутии Вячеславом Штыровым. Он один из немногих руководителей регионов, который до конца отстаивал полномочия субъектов. Хотя закон и был принят, но республика сыграла большую роль в том, что наши 110 поправок, касающиеся самостоятельности субъектов по многим социально-экономическим вопросам, были приняты».
В классическом виде суверенитета нет, но серьезное движение за расширение прав субъектов продолжается, считает Власов.
Говоря о возможностях регионов решать те или иные вопросы, Александр Васильевич отметил, что «уникальность российской государственности заключается в том, что сегодня процесс идет сверху, а не снизу». «Я не совсем согласен с тем, что сегодня происходит в федеральных органах власти и считаю, что прав и возможностей необходимо больше передать на региональный уровень», - полагает он.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети