ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт
9 октября 2015, 16:10

Секреты счастья долгожителя: Якутянка Евфросиния Петухова отметила 100-летний юбилей


«В чем секрет моего долголетия? Вокруг меня мои дети, что мне еще нужно? Если в доме звучит детский смех, значит, в нем поселилось счастье. Думайте и мечтайте о хорошем и светлом, не желайте никому зла».

Евфросиния Евграфовна появилась на свет в семье простых колхозников в маленьком, окруженном березами и соснами аласе Хатты, что в Усть-Алданском улусе. Ее отчий дом до сих пор стоит на опушке леса и каждое лето встречает свою хозяйку. В знак уважения и признательности земляки заново его обустроили, поставили новую печь-камелек. Тепло его очага, как и тепло сердца этой маленькой, мужественной женщины, согрело немало людей.

Цветочный алас бабушки Фроси

Именно так называют сайылык внуки. Там растут ароматные полевые цветы, а в озерах водятся жирные серебряные караси. Задолго до войны отец Евфросинии пустил в местное озеро мальков карасей, где они хорошо прижились. В суровые годы войны это спасло многих от голодной смерти.

Новорожденную девочку мать Александра в плетеной люльке привезла в церковь, где ее нарекли красивым именем Евфросиния, что в переводе с греческого означает «радость», «веселье».

Она была единственным ребенком, но в якутских семьях принято воспитывать осиротевших детей родных, поэтому у девочки были братья. Малышку они сразу ласково прозвали Мышонком, и это имя еще долго сопровождало ее.

С малых лет Фрося наравне со взрослыми трудилась в колхозе имени Ворошилова. И даже ездила на Север с родителями для выполнения госплана по рыболовству. На тяжелой работе подорвала здоровье и потом уже занималась домашним хозяйством, а после окончания семи классов больше и не училась. Зато у себя на дому ухаживала за детьми колхозников, работающих от зари до зари. Это был по сути первый детский сад. А поскольку мать была мастерицей-портнихой, девочка рано научилась шить.

- Все, от платьев до пальто и унтов, она нам шила сама, -- рассказывает старшая дочь Александра Михайловна Макарова. – Подруги вспоминают, как они завидовали нашим обновкам: «Вы были такими модными и нарядными, как куколки!» И правда, к каждому празднику мама шила нам новые наряды.

photoByWidth&id=46682&width=1000

Встреча с Ойунским

Евфросиния Евграфовна вспоминает, как в детстве видела Платона Ойунского, Максима Аммосова, гостила в доме у купца Гаврила Никифорова-Манньыаттаах.

«Мне тогда, наверное, лет пять-шесть было. Однажды отец взял меня с собой на собрание. Оно проходило там, где сейчас находится Кружало. Заигравшись, я потерялась в толпе людей. Папа еле нашел меня, усадил на плечо и сказал: «Видишь оратора? Это наш Максим Кирович Аммосов». Его светлый образ, как красивая картинка, врезался мне в память. Это был видный и симпатичный молодой человек, и уже потом на фотографиях я безошибочно находила его и знала, кто это.

Моя мама ведь тоже была прекрасной портнихой. Она шила для многих, и в том числе для семьи купца Никифорова. Я часто сопровождала ее, бывало, и сама забегала в гости. Помню его жену, статную женщину с нарядной шалью на плечах. Когда я приходила одна, она потом брала меня за руку, помогала перейти улицу и указывала путь: «Вон твой дом. Беги, дружок».

Еще один эпизод связан с Ойунским. Видимо, это был какой-то церковный праздник. С нами по соседству жила бабушка, у которой квартировал Платон Ойунский. В комнате над его кроватью висели иконы, а рядом стояли свечки. Понятное дело, все это принадлежало хозяйке дома. Бабушки решили зажечь свечки, как вдруг одна из них упала на кровать, и она задымилась. Бабки испуганно стали тушить, в это время в комнату зашел Платон.

- Что случилось? Неужто Бог вам подарок прислал? – пошутил он.

Бабушки были верующими, молились перед образами, а я, взяв маленький кусок ситца, крестилась перед ним, представляя его своей иконой. Хотя, в общем-то, я выросла в эпоху перемен, строительства новой жизни, социализма и никогда не верила в Бога. Уж так нас воспитали».

photoByWidth&id=46681&width=1000

Большая семья

С будущим мужем Евфросиния была знакома с детства, они жили по соседству и практически выросли вместе. Правда, рано осиротевшего парня родственники впоследствии увезли в Тулагино, и связь с ним была надолго утеряна. Встретились они только после Великой Отечественной войны и с тех пор не разлучались. Михаил Тимофеевич прошел всю войну, трижды его тяжело ранило. Осколки, свидетели страшных кровопролитных сражений, так и остались в его теле. Врачи даже стращали, мол, один из них находится около сердца и может дать о себе знать, просили беречь здоровье. Они поженились в 1950-м году и прожили счастливо 51 год. Воспитали пятерых детей, семерых внуков, четырнадцать правнуков, шестерых праправнуков и четверых прапраправнуков. Это не считая многочисленных родственников, чьи дети практически все получили образование, проживая в Якутске в семье у Михаила и Евфросинии. Бабушка Фрося и сейчас переживает за каждого, интересуется их учебой, жизнью, проблемами. Почти тридцать лет Михаил Тимофеевич проработал в органах внутренних дел республики, был отличником милиции, ветераном труда.

photoByWidth&id=46683&width=1000

Вкус к жизни

Вплоть до 95 лет Евфросиния Евграфовна вела активный образ жизни. Сама стряпала, угощая родных и близких вкусными пирогами, пельменями, наваристыми супами. Любила шить, вышивать, собирать ягоды, грибы. Лето всегда проводила в своем родном аласе. Кстати, года два тому назад она созвала всех родственников и организовала ысыах. Каждому представителю большого клана подарила родословное древо, чтобы помнили и знали о своих корнях. Тогда-то в архивах раскопали интересную деталь: один из ее предков некий Софронов был заядлым путешественником и дошел аж до Японии. Видимо, страсть к путешествиям у них в генах. Бабушка Фрося тоже любила путешествовать, хоть и боялась самолетов, мечтала увидеть мир, когда появится в Якутии железная дорога. Здоровье бабушки сильно пошатнулось, когда летом она сломала ногу. Тяжелый перелом сказался на ее самочувствии, но нисколько не сломил духа. Она помнит всех президентов нашей республики и говорит, что нынешний глава Егор Борисов «учугэй уол» (хороший парень).

- Мама все умеет, и сейчас пытается нам помогать. Особенно вкусными у нее всегда получались блюда из дичи. Ведь ее отец, а потом и муж были удачливыми охотниками. Главным украшением нашего праздничного стола был запеченный заяц. Она из зайчатины даже пирожки умудрялась стряпать. А из меха шила одеяла, рукавички, шапки, - вспоминает Александра Михайловна. – А какие у нас были красивые наволочки, пододеяльники и покрывала, обшитые кружевами. Тоже ее рук дело. Жаль, мы не в мать. Я, только выйдя на пенсию, научилась шить, и то мне далеко до нее. К нам даже соседи заходили брать у нее мастер-классы по пошиву национальных якутских платьев.

Дочь отмечает, что мать никогда не ругает родных, не повышает голос, всегда спокойна и уравновешена.

- Она старалась помогать людям, и они ей платили добротой и любовью. В нашем доме всегда были гости. Мы до того привыкли к ним, что даже скучали, когда никто не приезжал, - говорит она.

photoByWidth&id=46684&width=1000

Залог долголетия - доброта

Бабушка Фрося считает, что прожила долгую, счастливую жизнь. Каждое ее утро начинается с мягкой якутской лепешки, которую специально для нее стряпает и отправляет внучатая племянница Александра Жиркова из 2 Хомустаха Намского улуса. В ее рационе обязательно суорат, каши, рыба, ягоды и овощи.

- В чем секрет моего долголетия? Вокруг меня мои дети, что мне еще нужно? Если в доме звучит детский смех, значит, в нем поселилось счастье. Думайте и мечтайте о хорошем и светлом, не желайте никому зла. Все, что я хотела, о чем мечтала, сделали мои дети и родные. Есть у нас в семье учителя, врачи, юристы, экономисты, -- делится Евфросиния Евграфовна.

Дочери говорят, что нет особых секретов, просто она никогда не курила, не употребляла алкоголь и творила только добро.

В день ее столетнего юбилея за большим столом соберутся все родственники. В ее честь названа правнучка, которая гордится своим необычным красивым именем.

- Имя помогает мне даже на экзаменах. Преподаватели всегда по-особенному относятся ко мне, как только услышат его. Оно, правда, приносит радость и удачу, - считает она.

Вся жизнь многочисленной родни вертится вокруг удивительной бабушки Евфросинии. Она жива любовью, добрым отношением родных людей и дай бог ей здоровья! На прощание она погладила мою руку, прикоснулась к пуховому жилету и, кажется, в мыслях унеслась в далекое детство: «Хороший мягкий жилет из заячьего меха. Как хорошо-то!».

 

Фото из семейного архива

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Подробно Просмотров: 2173 Источник: ЯСИА Автор: Матрена Кондратьева Подписаться на обновления

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ