По данным источников издания, глава государства инициативу поддержал. Также положительно решён вопрос о создании российской пилотируемой станции: она должна быть готова к 2023 году.
Идея с отказом от пилотируемых запусков кораблей типа «Союз» с Восточного не была спонтанной, говорит один из собеседников «Коммерсанта». По его словам, на различных уровнях эта идея обсуждалась ещё с конца 2014 года, и несколько недель назад по поручению правительства Роскосмос подготовил по ней доклад на имя президента. Владимир Путин ознакомился с ним, принципиальных возражений с его стороны не возникло, в тот же день глава государства поставил на докладе положительную резолюцию. Можно предположить, что уже в ближайшее время указ президента от 2007 года о сроках пилотируемого пуска будет частично скорректирован.
Источник издания в Роскосмосе дал более подробные объяснения причин для такого решения: «“Союзы” с 1960-х годов эксплуатируются на Байконуре, а с учётом того, что Россия продлит своё участие в программе МКС до 2024 года, необходимости создавать под них дублирующие площадки на Восточном нет. Это бессмысленная трата денег, потому что потом всё равно пришлось бы перестраивать инфраструктуру под новые корабли и задачи».
Источник «Ъ» в правительстве солидарен с позицией Роскосмоса: «“Союзы” – это наше прошлое и настоящее, а нам надо смотреть в будущее, поэтому и выбор был сделан в пользу “Ангары”».
Официальный представитель космического агентства Игорь Буренков прокомментировал данный вопрос следующим образом: «По дате пилотируемого запуска с Восточного действительно произошли изменения. Такое решение принято с учётом необходимого времени для строительства стартового стола для перспективной ракеты-носителя, на нём и будет реализовываться пилотируемая программа. Всего же, как решено теперь, на новом космодроме будет три стола: один под ракеты “Союз” и два – под семейство ракет “Ангара”».
Изначально вариант с «Ангарой-А5В» возник в контексте спора о необходимости создания собственной сверхтяжёлой ракеты. Предыдущий глава Роскосмоса Олег Остапенко предлагал выделить из бюджета на её создание около 215 миллиардов рублей: при условии начала работ в 2016 году через 10-12 лет у России должен был появиться носитель, способный вывести на низкую орбиту порядка 70-80 тонн нагрузки и отправить к Луне пилотируемый транспортный корабль (без высадки на спутник Земли). Тогда эта идея не нашла поддержки: эксперты указывали на то, что создание для сверхтяжёлой ракеты инфраструктуры и последующие эксплуатационные издержки на неё до 2030 года обошлись бы бюджету примерно в 1 триллион рублей, компенсировать такие расходы за счёт коммерческих заказчиков было бы просто невозможно. Пришедший на место Остапенко Комаров счёл более целесообразным не создавать новый носитель, а модернизировать уже имеющийся, добавив третью водородную ступень к «Ангаре-А5». По оценкам специалистов, в этом случае на орбиту можно будет вывести 37 тонн нагрузки, а также достигать поверхности Луны (при двухпусковой схеме). Затраты на альтернативный вариант новый глава Роскосмоса оценил в 60 миллиардов рублей.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети