Не упасть лицом в грязь
С точки зрения среднестатистического налогоплательщика, бомжи – несомненное зло. Бичи ночуют в подъездах, техэтажах и становятся причиной пожаров. Бомжи едят собак в и кошек, в том числе домашних. Половина бездомных – бывшие зэки. Часть – потенциальные заключённые, которые скрываются от полиции. Многие промышляют воровством и делами «потяжелее». Наконец, бомжи – переносчики опасных заболеваний.
Да, функционирует приют для бездомных. В Якутске он получил замысловатое название – «Комплексный центр социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию». По словам заместителя директора учреждения Георгия Тарабукина, он рассчитан на 100 коек. Из них 20 выделяются только на ночлег нуждающимся, остальные 80 рассчитаны на людей, которые желают пройти социальную адаптацию. С этой целью руководство центра добивается разрешения на открытие специальной мастерской со сверлильным и токарным станками, чтобы пациенты ночлежки выходили подготовленными к какой-либо рабочей профессии.
– Согласно статистике, в прошлом году услугами нашего центра воспользовались 700 человек, – говорит заместитель директора Георгий Тарабукин. – Эта цифра уступает прошлогодним показателям. Раньше доходило до одной тысячи человек и больше.
Надо признать, что сотрудники центра ведут большую архиважную для бездомных людей работу. Специалисты по социальным вопросам Татьяна Бурнашева и Капитолина Тихонова восстанавливают документы, ищут родственников, добиваются назначений первичной пенсии, записывают к врачам по различным направлениям, находят возможности отправлять пациентов по месту жительства в районы.
Как нам рассказали в центре, около 30 человек удается возвратить к нормальной жизни. В прошлом году трудоустроили 33 человека, причем, здесь ищут рабочие места, где предоставляется жилье, ведь людям жить-то где-то надо…
Радует, что в Ил Тумэне разрабатывается специальный закон по этой категории людей, который, возможно, будет принят в 2015 году. Пока же бездомные в центре питаются из расчета 70 рублей в день. Не густо, конечно, но и ночлежка – не санаторий.
Есть ряд благотворительных организаций, которые специально занимаются организацией питания бомжей, обеспечивают их одеждой. Кстати, на прошлой неделе центр соцобслуживания организовал выездные кухни горячего питания в местах массовой дислокации бомжей – это автовокзал, Крытый рынок, магазин «Токко» (бывшая «Туймаада»), площадь возле рынка на Белом озере. Такие мероприятия станут регулярными, но пока, исходя из возможностей, только раз в месяц.
Большую работу с бомжами проводит межрегиональный благотворительный общественный центр «Успех». Также неплохо с бездомными работали «Всегда трезвые грузчики», но их прикрыл Роспотребнадзор из-за несертифицированной пищи.
Одним словом, бомжи мешают нормальной жизни нормального человека. Мало того, выдача паспортов бездомным, содержание в спецприёмнике, санобработка и высылка из города производится на бюджетные средства. То есть из нашего с вами кармана. Если бомж подрабатывает и попрошайничает, налогов он, естественно, не платит. По сути, работающие граждане содержат неплохую такую дивизию социальных паразитов. Усилия государства, благотворителей и полицейских зачастую оказываются тщетными. Среди бомжей немало тех, кто сознательно выбрал жизнь на улице и не собирается от неё отказываться.
Но… Не торопитесь бросать камни в сторону бомжей. Им стать проще, чем вы думаете. Сидя в теплой квартире за компьютером легко рассуждать, дескать, бомжи – отбросы общества и, мол, если бы я оказался внезапно без квартиры, я бы тут же устроился на работу и начал жить в квартире съёмной. Однако жизнь бьёт нас иногда очень больно, и далеко не у всех хватает душевных сил, чтобы не упасть под её ударами в самую грязь.
Пациенты центра нуждаются в любой одежде, можно поношенной, но, разумеется, приличного вида. Телефоны для контактов 21-00-52, 21-00-29
Копаясь по помойкам, как червяк
Каждый день на улицах столицы республики, на рынках, автовокзале можно встретить, как их пренебрежительно называют, «бичей» – бездомных людей, ведущих асоциальный бродяжнический образ жизни. Пожалуй, они вызывают смешанное чувство и человеческой жалости, и пренебрежения к их образу жизни... Но эти люди живут рядом с нами, несмотря на наше желание не замечать их.
Рядом с нашим миром тёплых квартир, относительной безопасности и сытости существует параллельная реальность. Мир бездомных. Время от времени наши реальности пересекаются. Мы проходим мимо, отворачиваясь, стараемся побыстрее забыть. Иногда подаём мелочь или сигарету.
При виде бомжа мы испытываем противоречивые чувства. Стыд и вину, потому что не можем и не хотим помочь. Жалость, потому что перед нами человек. Отвращение и боязнь чем-нибудь заразиться. Недоумение: как такое могло случиться с людьми? Презрение: сам виноват, что докатился до такой жизни! И самое главное, страх – только бы подобного не случилось со мной! Поэтому мы стремимся свести к минимуму наше столкновение с непредсказуемой и пугающей реальностью бичей. Спешим забыть и вернуться в свой приличный, отлаженный, понятный мир.
Денег в казну не приносят
Между тем, бродяжничество имеет долгую историю. Иисус Христос, в сущности, был бомжем. В Евангелии от Матфея написано: «..лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову».
На Руси существовали юродивые, которые скитались по городам, жили на подаяния и пользовались общественным уважением. Православная церковь почитает 36 юродивых. Храм Василия Блаженного на Красной площади воздвигнут в честь бродяги, который ходил абсолютно нагим.
Государство с бродягами, как правило, борется. Потому что бомж – существо с государственной точки зрения лишнее и вредное. Пользы и денег в казну не приносит, а для общества представляет реальную опасность. В царской России бродяжничество считалось уголовным преступлением. В СССР борьба с бомжами велась планомерно и настойчиво. Государство гарантировало каждому гражданину бесплатное жильё и работу. Взамен оно обязывало иметь прописку и трудиться на благо общества. В 1961 году был принят указ «Об усилении борьбы с лицами (бездельниками, тунеядцами, паразитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». Благодаря этой статье появилась знаменитая песня Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей».
По статистике НКО, в России 4 миллиона бомжей. В Якутии доходит до 2000.
Как хочу, так и живу
– Бродяжничаю я уже давно – лет пятнадцать, может, чуть меньше, – говорит Вася, с которым мы познакомились возле Крытого рынка. Поговорить со мной он согласился за «чекушку». – И не потому, что на каких-нибудь мошенников попался, квартиру продал или деньги все потерял. У меня и квартира, и машина, и работа нормальная были. Семья, дети – все чин по чину. Только вот свободы не хватало. Вечно вокруг: «делай то, не делай этого», на работе – начальник, дома – жена. В общем, надоело все, я взял и ушел. С мелочью в кармане доехал до Нижнего Бестяха, а там с попутками добрался до Нерюнгринского вокзала, сел в первый попавшийся поезд и – поминай как звали. Я до того дня всего один раз из Якутска выбирался летом на юг с семьей. А теперь весь Дальний Восток объездил. В Китае даже умудрился побывать.
Домой? Нет, не тянет. Я хорошо живу: найти какую-нибудь работу на один день, чтобы на еду заработать, на рынке можно. Да и «свои» всегда помогают: на нашей территории люди отзывчивые. А самое главное: я никому не должен и мне никто не должен, как хочу, так и живу…
Без начальников и рабочего графика
Часто случается так, что бомжа накормят, отмоют, пристроят в приют за счёт бюджета, а он снова возвращается на насиженное место – на автовокзал или в техэтаж. Не хочет расставаться со свободой, которую даёт бродячая жизнь. Ведь, как ни крути, в жизни на улице есть свои преимущества. Бомж думает только о себе, не имеет никаких обязательств, не несёт никакой ответственности и не подчиняется никаким законам. У бомжа нет начальников, нет рабочего графика, он волен делать всё, что захочет. Многим нравится жить на улице. К слову, в Министерстве труда и социального развития республики считают, что 90% бездомных вполне трудоспособны. Они просто не хотят работать.
Что делать?
Конституция РФ, в отличие от советской, не гарантирует россиянам ни жилья, ни работы. Капитализм всё-таки. Бродяжничество и тунеядство не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением.
Свобода личности соблюдена. Хочешь жить на улице — пожалуйста. Не хочешь работать — да ради бога. Цою и Бродскому в современной России жилось бы вольготно. С другой стороны, государству в прямом смысле плевать на весьма значительную часть граждан, погибающих на улицах.
Гуманные граждане выступают против возвращения уголовного наказания за бродяжничество. Они считают, что принудиловкой ничего не решишь. Нужна комплексная государственная программа по реабилитации и социальной адаптации бомжей.
Радикально настроенные граждане выступают за решительную борьбу с бомжами на государственном уровне. Гуманность и терпимость по отношению к бомжам, вроде уважения их прав, — палка о двух концах. Во-первых, государство обязано прежде всего защитить законопослушных граждан от социально опасных бездомных. Во-вторых, уважать право бомжа на бродячую жизнь — это значит позволить ему погибать на улице от холода, голода или в результате расправы товарищей по несчастью. По статистике, средняя продолжительность жизни бродяги на улице 5 лет. А что делать с теми, кто не желает адаптироваться? Кормить бесплатно?
Гуманисты возражают: среди бомжей много таких, кто оказался на обочине жизни не по своей воле. Человек без документов и пресловутой прописки практически не имеет шансов найти вменяемую работу и жильё. Всё по пословице «без бумажки ты – какашка». Многие люди становятся бездомными по вине государства. В результате армия бездомных регулярно пополняется зэками, готовыми на кражи и убийства.
Так что в один непрекрасный день мы можем на своей шкуре испытать нами же изобретённые антибомж-мероприятия. С другой стороны, гуманность и терпимость может сыграть с Россией ту же шутку, что и в Европе, где на шее у законопослушных граждан сидят несколько миллионов откровенно асоциальных личностей-паразитов.
Нет столовой, есть стол
При Якутской епархии функционирует специальный отдел по благотворительности и социальному служению. В Нерюнгри действует уникальный для республики проект, который был поддержан епископом Якутским и Ленским Романом. Главная его особенность – благотворительная столовая при Храме иконы Казанской Божией Матери.
Она работает ежедневно и все нуждающиеся могут поесть в ней. Там же люди, испытывающие жизненные трудности, могут получить необходимые вещи.
На вопрос, почему подобной столовой не существует в Якутске, секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк) ответил, что в этом вопросе сотрудники церкви столкнулись с трудностями. Дело в том, что просящие на паперти возле церквей столицы вовсе не желают поесть: «Дайте нам лучше деньгами», – требуют они. Становится ясно, на что пойдет полученный капитал - на очередную выпивку.
Понятное дело, что священнослужители с этим никогда не согласятся. При этом иеромонах Никандр подчеркивает, что при каждой церкви есть поминальный стол, куда прихожане приносят продукты и все желающие могут поесть, поминая умерших. Кроме того, во время зимних холодов все желающие могли отведать горячей пищи. С бомжами проводились профилактические духовные беседы, выдавались лекарственные препараты. С нескрываемой радостью секретарь Якутской епархии отмечает, что с помощью прихожан нескольких человек удалось отправить домой по улусам…
Экскурсия по центру социального обслуживания и интервью замдиректора
Рассказ постояльца приюта для бездомных
Комментарии Добавить комментарий
Авторизация на сайте через социальные сети