ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

Похожие новости

30 мая 2014, 16:39

В защиту детства: "неуслышанные" дети


Речевое развитие ребенка - одна из таких тем, которые особенно волнуют родителей. Неумолимая статистика гласит, что с каждым годом увеличивается число детей с задержкой речевого развития и психо-речевого развития детей дошкольного возраста. В Якутске создана инициативная группа родителей детей с РОП ЦНС и ОНР (резидуальное-органическое поражение центральной нервной системы, общее недоразвитие речи) которые борются за права своих детей.

В преддверии Международного дня защиты детей хотелось бы поговорить о правах именно таких детей. Общество считает, что если нет физических увечий, значит не та категория. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.  Дети, страдающие такими нарушениями, обладают минимальным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающим миром в этом случае очень ограничено.

Трудности этих детей, проблемы их семей, хорошо известны тем, кто работает в этой области. Широкая общественность почти не знает проблем детей с разными видами речевой патологии, государство не интересуется такими детьми, потому что нет такого принятого «прописного закона». Закон теоретически гарантирует их право на учебу, но реализовать его порой бывает очень трудно или не возможно. Между тем, в Якутске родители таких детей бьют тревогу, они в силу обстоятельств упускают то самое время, когда можно помочь ребенку. Ведь именно, дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, а речь является необходимым компонентом общения, важнейшим фактором в социальной адаптации ребенка.

photoByWidth&id=6320&width=1000

Основной проблемой является то, что из-за нехватки логопедических групп и специализированных коррекционных учреждений для детей с ОНР младшего школьного возраста, большинство таких детей остались без мест в садиках и без специализированной помощи.

В Якутске только в нескольких МДОУ работают логопункты для детей с ОНР, причем все они кратковременного пребывания (3,5 часа). Из-за ограниченного количества мест попадают туда не все желающие. Кроме того, логопедическую помощь получают дети только с 5 лет, когда как становление речи у ребенка происходит именно в первые три года жизни и поддается лучшей коррекции специалистов.

Из-за отсутствия мест в детских садах, родители вынуждены обращаться в частные Центры по присмотру детей, но там, к сожалению, дети не получают необходимой специализированной помощи. Как правило, не все такие центры оснащены необходимой материальной базой и специалистами. Кроме того, в большинстве случаев руководство частных садов отказывается принимать ребенка с нарушениями речи, называя таких детей «неугодными и неудобными». По словам родителей даже были такие случаи, когда их «молчаливого» ребенка обзывали психически нездоровым и выставляли за дверь, либо «терпели» такого ребенка, оставляя изгоем на целый день в коридоре садика.

Республике стоит брать пример с других городов России, где активно идет внедрение идеи оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии в различных формах: открытие логопедических садов, организации логопедических групп в МДОУ, инклюзивного образования, интегрированного обучения и др. Инклюзивное образование должно касаться и детей с нарушениями речи, при таком обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

photoByWidth&id=6321&width=1000

Доказано, что пребывание в образовательной среде специально приспособленной для детей с какими-либо патологиями и исключительно среди таких детей, может оказать отрицательное влияние на социальное развитие ребенка. Ребенок с нарушениями речи должен иметь возможность общаться с детьми с развитой речью, только в таком случае будет положительная динамика. Родители хотят чтобы их дети, наравне со здоровыми детьми, также получили необходимое обучение, коррекцию и развитие, так как только при наличии общения со сверстниками восстанавливается эмоционально-волевая сфера ребенка и дети проходят необходимую социальную адаптацию.

Также хотелось бы затронуть тему нехватки компетентных специалистов в решении этих проблем. Спрос в квалифицированных логопедах, дефектологах растет с каждым годом, но их количество уменьшается по различным причинам. Каждый год пединститут выпускает логопедов-дефектологов, но эти выпускники вынуждены работать не по профессии, так как нет целевых рабочих мест, а если есть, то зарплата такая мизерная, что лучшей судьбой для них кажется идти в продавцы. Вот поэтому родители вынуждены водить детей к платным специалистам, на дорогостоящие занятия круглогодично, из-за чего возникают материальные трудности в семье. Многие матери семейства уходят с работы, чтобы заниматься с ребенком самостоятельно.

photoByWidth&id=6322&width=1000

Если говорить о занятиях, то специалистами пока еще не разработана единая методика обучения «не говорящих» детей, тем более затруднительно придумывать новые программы на родном якутском языке. Обратимся к мнению одного из самых опытных логопедов республики Афанасию Колочеву (стаж работы 23 года): «В последнее время одной из самых актуальных проблем современной логопедии остается тяжелая форма детской речевой патологии, появилось много детей с нарушениями речи, мелкой моторики, артикуляционного аппарата. Как ни печально, многим детям ставится диагноз ЗРР (задержка речевого развития), иногда с осложнениями неврологического характера. Я считаю, причина нарушений в ухудшающейся экологии, в психических стрессах матери во время беременности, а также в стрессовых ситуациях современных детей, окруженных пагубным влиянием телевизора и компьютера. Также бывали случаи, когда у ребенка с нормальным психо-речевым развитием резко прекращалось речевое и умственное развитие, как следствие тяжелого осложнения после медикаментозной прививки. Я провожу курс, включающий последовательную, кропотливую работу над коррекцией мелкой и крупной моторики, артикуляционной моторики, логопедический массаж. Работаю по методике известного логопеда Н. Жуковой, также разработал авторскую программу занятий на якутском языке. Прогресс в работе есть, я очень счастлив видеть счастливые улыбки и слезы радости родителей, когда они слышат первые слова своего ребенка. Сами дети, мои ученики, начинают видеть мир цветными красками! Хотелось бы помогать всем детям, но таких детей большое количество и всех нет возможности принять».

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Подробно Просмотров: 1695 Источник: ЯСИА Автор: Майя Романова Подписаться на обновления

Комментарии Добавить комментарий

Наталия Данилова 30 мая 2014, 19:30 Ответить
5
Эта проблема, затронутая автором статьи стоит остро у многих родителей. К сожалению многие родители не обращают внимание на отсутствие речи например у трехлетнего ребенка и все ждут когда же он наконец то заговорит. Зачастую веря в разные истории других семей, согласно которой у таких то сын заговорил в 6 лет и пр. Я тоже так верила в счастливую историю, но в итоге пропустила время когда еще можно было исправить и реабилитировать ребенка. Теперь нам приходится ездить в другой город по несколько раз в год, чтобы восполнить утраченное и добиться избавления от этого заболевания. Именно заболевание, потому что это есть неврологическое расстройство, от которой можно полностью избавиться. Это во первых медикаментозное лечение и социализация ребенка. Его надо как можно раньше отдать в детский сад, чтобы он там систематически получал логопедическую и дефектологическую помощь. Для этого надо чтобы в садах открывались логопункты с индивидуальными занятиями с 3х лет, а не с 5ти как сейчас. И чтобы они ходили в обычную группу с обычными детьми,но во время занятий проходили индивидуальные занятия с логопедом. В других городах есть опыты открытия таких логопунктов,но у нас в Якутске никто об этом и не задумывается. Родители ищут выходы при помощи частных садов,но там дети в основном не подусают никакой логопедической помощи и бывают такие случаи, что их попросту выгоняют оттуда... Это больно осознавать и пережить. Потому что ребенку не попавшему в сад и не получившему вовремя логопедическую помощь прямая дорога в коррекционную школу. Где зачастую вместо прогресса идет наоборот регресс...
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Nina Potapova 30 мая 2014, 21:40 Ответить
4
Я очень благодарна людям, которые подняли эту огромную проблему в СМИ! В нашем городе, действительно, сложно найти просто логопеда, который бы работал с малышами, тем более до трех- четырех лет, тем более, с не говорящими! Если зайти на городской форум, то довольно часто поднимается вопрос про логопедов и логопедические проблемы детей. Решения нет. А ведь причины этой проблемы у всех разные... НЕ хватает специализированных реацентров, логосадов и логогрупп, и просто квалифицированных логопедов, которые бы исправляли многие проблемы детей еще до школы.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Ольга Винокурова 30 мая 2014, 22:16 Ответить
4
сейчас эта проблема очень актуальна. Очень много детей с задержкой речи. но , к сожалению, нет реабилитационных центров в городе, хотя бы логопедов и дефектологов не хватает. не каждый родитель может переехать на полгода, год в Нерюнгри. Нужен реабилитационный центр в столице республики. Нам нужна каждодневная реабилитация. Если ждать до пяти лет, мы все упустим.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Denis Usov 30 мая 2014, 22:51 Ответить
5
Ну хоть кто то поднял эту тему. На самом деле много семей интересует данная тема, но ввиду ограниченной информации большинство не знает куда обратиться за помощью.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Галина Федотова 30 мая 2014, 23:00 Ответить
4
У нас такая же проблема, сыну 4 года. Мы ходим в гос. садик, в нем есть логопункт, но занятия с логопедом начнутся только с 5 лет. Раньше не берем- сказали. Мой ребенок в группе чаще играет один, так как его речь не понимают другие дети, воспитатель при всем желании не может уделять больше времени моему ребенку. Почему логопункт берет с 5 лет? Когда все упущено? Нам сейчас логопед необходим! Замечаю как сын становится более нервным, замкнутым. Постоянно ходить к платным логопедам могут позволить не все родители.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Елена Бурцева 31 мая 2014, 00:57 Ответить
4
Каждый родитель хочет для своего ребенка счастья. О каком счастье может идти речь, если он-"особый", не такой как все, тем более если еще и изолирован. У меня у самой растет особый ребенок, в свое время нам было отказано даже в якобы коррекционной группе в саду, объяснили это тем, что он будет мешать другим. Вот такое вот отношение у дошкольных педагогов. ((( Очень печально, просто не захотели заморачиваться, возиться. Вот поэтому нужны заинтересованные специалисты в каждом садике, таким детям нужно общение со сверстниками, их надо "вытаскивать". Нужен полноценный реабилитац центр, как и в других городах России, нужен аппарат микротоковой рефлексотерапии, который дает хорошие результаты в развитии речи. Надо еще много раз поднимать эту тему, чтобы имеющие власть люди не обошли стороной эти проблемы.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Эльвира 31 мая 2014, 02:19 Ответить
4
Очень непросто быть родителем, а родителем «особого» ребенка непросто вдвойне. Все наши старания могут ни к чему не привести, без квалифицированной помощи врачей, психологов, логопедов…они не только помогают нашим детям преодолеть их недуг, но и дают толчок, нам родителям, КАК лучше помочь ребенку. Открытие логогрупп в садах, реацентров помогло бы нашим детям выйти на уровень нормы, пойти в обычную школу. Но видимо гораздо проще детей, несоответствующих неким стандартам, определить в спец.школы, тем самым изолируя и замыкая их в свой узкий круг
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Наталья Серебренникова 31 мая 2014, 10:15 Ответить
2
Моей дочере 2 месяца назад исполнилось 3 года, тут и начались похождения по всем врачам, мы и до этого наблюдались у невролога, но как и большинству мамочек, меня успокаивали что моя дочь заговорит. Но к сожалению нет. И за два месяца мы уже столько прошли...При этом в реабилитационный центр по каландаришвили не попасть! Только инвалидам, так мне сказали в поликлинике! А как так? Мой ребенок если этот год упустит и будет на инвалидности! И все платно...неврологи, психиатры, логопеды и т.д. Ну почему в нашем городе нет реаб.центра с заболеваниями речи и не только? Где мне достать столько денег на лечение за пределами Якутска и Якутии? Я понимаю, что те кого не коснулась эта проблема не так четко ее осознают, но Боже мой если бы вы знали как я хочу поговорить мо своей дочей! Она может и хочет, но ей нужна помощь специалистов! Я очень надеюсь, что мой и другие детки со схожими проблемами заговорят! Я сделаю для этого все, что возможно! И милые мамочки наши труды не пройдут даром, мы обязательно добьемся достижений! Я очень прошу наше государство обратить на это внимание! Мы нуждаемся в помощи государства! Прошу прощения за гр.ошибки, с телефона.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Айталина Рехлясова 31 мая 2014, 10:23 Ответить
2
Я мама, мама "особого" ребенка. Нам 4 года. Я очень благодарна что подняли эту тему! По началу думала что я одна такая, но оказалось нас много.....к сожалению. Конечно наших детей с трудом берут в обычные детские сады и то если берут то должного внимания не бывает.Не хватает квалифицированных специалистов, логопедов, психологов. Поэтому приходится идти к платным специалистам,ни все могут это себе позволить. Мой сын ходит в обычный садик на пол дня и то не хотят брать воспитатели. Спасибо нашей заведующей, она всеми силами пытается помочь. Необходим реабилитационный центр в городе Якутске. Нам приходится ехать в другие города чтоб как то помочь ребенку.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Ирина Французская 31 мая 2014, 22:04 Ответить
1
Я бабушка "особого" ребенка. Внук родился нормальным здоровым ребенком у молодых здоровых родителей. как пришла эта беда -откуда? Задержка психо-речевого развития с аутическими чертами. Диагноза как такового нет - маленький. 2 года 3 мес. Пока лечение только от невролога -медикаментозное и сами дома занимаемся. Ожидаем очередь в реабилитационный центр на Каландаришвили с февраля. Нет возможности отправить дочь с внуком в Нерюнгри. Всю информацию о заболевании и способах лечения черпаем из интернета. Слышала что мозг ребенка наиболее пластичен до 4 лет. Значит можно помочь. Нашему городу - столице необходим реабилитационный центр для "особых" детей. Столько времени упускается в очереди когда важен каждый день.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ