В преддверии Международного дня защиты детей хотелось бы поговорить о правах именно таких детей. Общество считает, что если нет физических увечий, значит не та категория. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают минимальным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающим миром в этом случае очень ограничено.
Трудности этих детей, проблемы их семей, хорошо известны тем, кто работает в этой области. Широкая общественность почти не знает проблем детей с разными видами речевой патологии, государство не интересуется такими детьми, потому что нет такого принятого «прописного закона». Закон теоретически гарантирует их право на учебу, но реализовать его порой бывает очень трудно или не возможно. Между тем, в Якутске родители таких детей бьют тревогу, они в силу обстоятельств упускают то самое время, когда можно помочь ребенку. Ведь именно, дошкольный возраст – период интенсивного развития личности ребенка, а речь является необходимым компонентом общения, важнейшим фактором в социальной адаптации ребенка.
Основной проблемой является то, что из-за нехватки логопедических групп и специализированных коррекционных учреждений для детей с ОНР младшего школьного возраста, большинство таких детей остались без мест в садиках и без специализированной помощи.
В Якутске только в нескольких МДОУ работают логопункты для детей с ОНР, причем все они кратковременного пребывания (3,5 часа). Из-за ограниченного количества мест попадают туда не все желающие. Кроме того, логопедическую помощь получают дети только с 5 лет, когда как становление речи у ребенка происходит именно в первые три года жизни и поддается лучшей коррекции специалистов.
Из-за отсутствия мест в детских садах, родители вынуждены обращаться в частные Центры по присмотру детей, но там, к сожалению, дети не получают необходимой специализированной помощи. Как правило, не все такие центры оснащены необходимой материальной базой и специалистами. Кроме того, в большинстве случаев руководство частных садов отказывается принимать ребенка с нарушениями речи, называя таких детей «неугодными и неудобными». По словам родителей даже были такие случаи, когда их «молчаливого» ребенка обзывали психически нездоровым и выставляли за дверь, либо «терпели» такого ребенка, оставляя изгоем на целый день в коридоре садика.
Республике стоит брать пример с других городов России, где активно идет внедрение идеи оказания помощи детям с различными отклонениями в развитии в различных формах: открытие логопедических садов, организации логопедических групп в МДОУ, инклюзивного образования, интегрированного обучения и др. Инклюзивное образование должно касаться и детей с нарушениями речи, при таком обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Доказано, что пребывание в образовательной среде специально приспособленной для детей с какими-либо патологиями и исключительно среди таких детей, может оказать отрицательное влияние на социальное развитие ребенка. Ребенок с нарушениями речи должен иметь возможность общаться с детьми с развитой речью, только в таком случае будет положительная динамика. Родители хотят чтобы их дети, наравне со здоровыми детьми, также получили необходимое обучение, коррекцию и развитие, так как только при наличии общения со сверстниками восстанавливается эмоционально-волевая сфера ребенка и дети проходят необходимую социальную адаптацию.
Также хотелось бы затронуть тему нехватки компетентных специалистов в решении этих проблем. Спрос в квалифицированных логопедах, дефектологах растет с каждым годом, но их количество уменьшается по различным причинам. Каждый год пединститут выпускает логопедов-дефектологов, но эти выпускники вынуждены работать не по профессии, так как нет целевых рабочих мест, а если есть, то зарплата такая мизерная, что лучшей судьбой для них кажется идти в продавцы. Вот поэтому родители вынуждены водить детей к платным специалистам, на дорогостоящие занятия круглогодично, из-за чего возникают материальные трудности в семье. Многие матери семейства уходят с работы, чтобы заниматься с ребенком самостоятельно.
Если говорить о занятиях, то специалистами пока еще не разработана единая методика обучения «не говорящих» детей, тем более затруднительно придумывать новые программы на родном якутском языке. Обратимся к мнению одного из самых опытных логопедов республики Афанасию Колочеву (стаж работы 23 года): «В последнее время одной из самых актуальных проблем современной логопедии остается тяжелая форма детской речевой патологии, появилось много детей с нарушениями речи, мелкой моторики, артикуляционного аппарата. Как ни печально, многим детям ставится диагноз ЗРР (задержка речевого развития), иногда с осложнениями неврологического характера. Я считаю, причина нарушений в ухудшающейся экологии, в психических стрессах матери во время беременности, а также в стрессовых ситуациях современных детей, окруженных пагубным влиянием телевизора и компьютера. Также бывали случаи, когда у ребенка с нормальным психо-речевым развитием резко прекращалось речевое и умственное развитие, как следствие тяжелого осложнения после медикаментозной прививки. Я провожу курс, включающий последовательную, кропотливую работу над коррекцией мелкой и крупной моторики, артикуляционной моторики, логопедический массаж. Работаю по методике известного логопеда Н. Жуковой, также разработал авторскую программу занятий на якутском языке. Прогресс в работе есть, я очень счастлив видеть счастливые улыбки и слезы радости родителей, когда они слышат первые слова своего ребенка. Сами дети, мои ученики, начинают видеть мир цветными красками! Хотелось бы помогать всем детям, но таких детей большое количество и всех нет возможности принять».
Комментарии Добавить комментарий
Авторизация на сайте через социальные сети