Чтобы успех случился, важно в нужное время оказаться там, где надо, — гласит расхожая мудрость. И мало кто задумывается, что этот принцип работает только на тех, кто живет и творит с честью. Спектакль Саха театра «Желанный голубой берег мой...» по повести Чингиза Айтматова был обречен на успех. Вместе сложились красивый, содержательный материал, созданный великим мастером слова, большой режиссерский талант Андрея Борисова, необычный взгляд Геннадия Сотникова, музыка Эдуарда Артемьева и сильный актерский ансамбль. Спектакль уже 31 год удивляет зрителей и театроведов непреходящим философским смыслом и художественной правдой.
Заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР Ефим Степанов вспоминает гастроли 1985-го с волнением:
— Это случилось 12 августа. Мы накануне съездили в Переделкино и пригласили Чингиза Торекуловича. Андрей Саввич подарил ему якутский кылыс со словами: «Пусть ваше перо будет острым, как этот клинок, и подарит нам много прекрасных произведений». Он любезно согласился приехать в театр, сказал, что читал статью Юрия Смирнова-Несвицкого о якутской постановке «Пегого пса, бегущего краем моря» и очень хочет лично посмотреть ее.
В театре было страшно душно, зал был полон, а кондиционеров не было. Мы очень волновались, ведь в ложе сидел сам автор. Играли на пределе сил и чувств. И когда мы под гром оваций вышли кланяться, к нам присоединился Айтматов. Я был разгорячен, стоял весь в поту. И вдруг на меня надвинулось что-то большое, светлое, схватило меня в охапку, и… пол ушел из-под моих ног!..
Мы не сводили с него глаз. Это был статный, очень обаятельный человек с умными глазами и крупной головой мыслителя. От него шла мощнейшая энергетика гения, и зал неистовствовал от восторга.
Тот необыкновенный вечер запомнился и мне. Будучи фанаткой Саха театра, я тогда специально приехала смотреть спектакли из Ленинграда, где проводила отпуск. Потом Чингиз Торекулович целый час в фойе общался с артистами и зрителями. Тогда и прозвучали его знаменитые слова: «Я не ожидал, что в Якутском театре имени Платона Ойунского может быть такая сильная театральная страсть, культура... Мы сегодня сделали открытие одного из лучших театров... Для меня это подарок судьбы. Несомненно, есть черты мастерства высокого, это я отношу к режиссеру-постановщику Андрею Саввичу... Если он сумеет перенести успех, как переносят беду, ему впереди светит яркая театральная звезда».
На коленях великого писателя сидела его дочка Ширин. Айтматов с улыбкой говорил артистам, что устами младенца глаголет истина — его девочка так сопереживала героям, что плакала весь спектакль. «Смотри, родная, Кириск жив, он рядом с нами!», — произнес он, показывая на Ефима Степанова.
После этого успеха якутский театр с этим спектаклем побывал в Мексике, Грузии и Киргизии. В 1986 году «Желанный голубой берег мой» получил Государственную премию СССР, на которую его номинировали грузинские театральные деятели. Сама великая Верико Анджапаридзе тогда сказала: «Он поразил меня... Он вошел в мою жизнь, смешался с моей кровью...»
Накануне 85-летия со дня рождения Чингиза Айтматова в Бишкеке состоялся международный театральный фестиваль «Арт-Ордо», приуроченный к юбилею. Академическому Саха театру имени П.А.Ойунского выпала честь открыть фестиваль легендарным спектаклем. На этот раз в нем блистал обновленный состав, играющий с 2007 года. Роль Кириска исполнял Роман Дорофеев, Шамана — Айаал Аммосов, Эмрайина — Петр Садовников, Мылгуна — Иннокентий Луковцев, Музлук — Татьяна Легантьева, матери Кириска — Ньургуйаана Шадрина, жену Мылгуна — Ирина Никифорова — все те, кого Ефим Николаевич с гордостью называет учениками. Сам же он предстал в роли старика Органа.
— Мы более 300 раз сыграли эту постановку. Я 25 лет сидел на носу лодки в роли Кириска и уже 7 лет играю его деда Органа, заменив Симона Федотова. Идет новый отсчет истории спектакля.
Министр культуры Кыргызстана Султан Раев вручил Андрею Борисову за пропаганду творчества великого писателя премию Академии имени Чингиза Айтматова, а коллективу театра — диплом «За самый популярный и долголетний спектакль «Желанный голубой берег мой».
История всегда платит по счетам. И время тут не имеет значения. В 1937 году пламенный Максим Аммосов, явно понимая безрассудность своего поступка, пытался защитить видного киргизского государственного деятеля Торекула Айтматова и его соратников, обвиненных в национализме. Спустя много лет сын Торекула стал писателем, чьи книги знает и любит весь мир. А Якутия тоже получила свой приз — каяк Айтматова, плавание которого будет длиться дольше века.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети