Секретные указы
Тут стоит напомнить, что основа правовых отношений между двумя крупнейшими акционерами алмазной компании была закреплена еще в начале 90‑х двумя секретными указами Президента России Бориса Ельцина от 11 декабря 1991 года № 227 «О полномочиях Якутской-Саха ССР в распоряжении природными ресурсами республики» и от 19 февраля 1992 года № 158‑с «Об образовании акционерной компании «Алмазы России—Саха». Тогда акции были распределены следующим образом: за Правительством РФ и Правительством РС (Я) были закреплены по 32%, трудовому коллективу досталось 23%, восьми улусам алмазной провинции были переданы 8%, еще 5% — созданному при Правительстве РФ фонду социальных гарантий военнослужащих «Гарант».
Вообще преобразование единственного в стране алмазодобывающего предприятия в форме закрытого акционерного общества разительно отличалось от практиковавшихся в то время форм приватизации. В первую очередь это делалось для сохранения под контролем государства предприятия, фактически представляющего целую отдельную отрасль, ставшего еще в советское время одним из главных источников пополнения золотовалютных запасов страны, а также сырья для высокотехнологичных производств. Следует заметить, что этот стратегический аргумент в принципе признается федеральным центром и властями республики до сих пор.
Последовавшие затем события полностью подтвердили оправданность такого подхода. Ведь не прошло и трех лет со дня образования АК «АЛРОСА» (ЗАО), как по итогам широко известных залоговых аукционов, больше напоминавших откровенно мошенническую схему, практически вся добывающая промышленность России кроме газовой перешла в руки новоявленных банкиров‑олигархов.
«Алмазная война»
Понятно, что почувствовавшие вкус больших денег хозяева новой России никогда не скрывали своего алмазного интереса. Едва ли не на следующий день после образования «АЛРОСА» они начали свои атаки на окунувшуюся в бурные рыночные воды компанию. Практически все непростое время её становления проходило в условиях непрекращающейся, как метко назвали это действо журналисты, «алмазной войны».
В Мирном да и в других подразделениях компании хорошо помнят, как постоянные ревизии и проверки сменялись ничем не прикрытой информационной атакой о якобы финансовой несостоятельности руководства и необходимости «рыночной» приватизации, а принятые на уровне менеджмента решения откровенно саботировались в коридорах Гохрана, Минфина и даже аппарата Правительства РФ. Достаточно сказать, с каким трудом больше шести лет велась борьба за то, чтобы законодательно закрепить за компанией право собственности на добываемые алмазы, пока в марте 1998 года депутаты Госдумы РФ не приняли Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Именно столько лет не прекращались попытки отделить и «прихватизировать» самый лакомый кусок вертикально интегрированной компании — сбытовую структуру.
Тем не менее при поддержке высшего руководства страны в лице Бориса Ельцина, а также твердой позиции президента республики Михаила Николаева, президента компании Вячеслава Штырова и других действующих лиц, прекрасно осознававших истинные цели зачинателей «алмазной войны», компанию удалось не только отстоять, но и значительно укрепить её позиции в мировом алмазно-бриллиантовом бизнесе.
Имущественный раздел
Новый виток непростых отношений двух крупнейших акционеров начался в 2001 году, когда Президент России Владимир Путин поручил тогдашнему премьер-министру Михаилу Касьянову принять меры по защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе и увеличению федеральной доли в уставном капитале АК «АЛРОСА».
С точки зрения федеральных властей решение абсолютно логичное. Ведь алмазную компанию строил весь Советский Союз, и, соответственно, имущество должно принадлежать правопреемнику, то есть Российской Федерации. Но оно подвергало сомнению легитимность подписанных в начале 90‑х всеми заинтересованными сторонами соглашений в ходе преобразования ПНО «Якуталмаз» в ЗАО АК «АЛРОСА».
Поэтому республиканские власти не могли согласиться с этим и начали последовательную борьбу за интересы республики и каждого её жителя, хорошо понимая, что алмазная компания была, есть и будет столпом экономики Якутии. На это ушло долгих четыре года, практически весь первый срок второго президента республики Вячеслава Штырова.
Можно назвать это и торгом, и закулисными битвами, но факт остается фактом. Власти республики не стали провоцировать прямого противостояния, а терпеливо и аргументированно отстаивали свои позиции. В результате в подписанном 8 ноября 2005 года протоколе совещания у премьер-министра РФ Михаила Фрадкова «О защите государственной собственности в алмазно-бриллиантовом комплексе Республики Саха (Якутия)» были учтены все предложения якутской стороны, включая признание прав республики на имущество бывшего ПНО «Якуталамаз» и сохранения долей республики и улусов алмазной провинции при дополнительной эмиссии акций. Завершился непростой процесс федерализации абсолютно цивилизованно — подписанием безупречного в правовом смысле мирового соглашения в Высшем Арбитражном суде РФ.
Центр сказал «надо», регион ответил «нет»
Следующий этап отношений двух крупнейших акционеров связан с приватизацией. В начале прошлого года на уровне Правительства РФ достаточно неожиданно стал прорабатываться вопрос о полном выходе государства из акционерного капитала «АЛРОСА» с сохранением «золотой акции». Как известно, главным инициатором данной схемы был первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Реакция правительства республики и президента Егора Борисова была мгновенной. Кроме озвучивания позиции республики и руководства компании на специально созванном совещании в Минэкономразвития РФ по вопросу приватизации «АЛРОСА» глава Якутии направил 2 марта 2012 года телеграмму на имя премьер-министра Владимира Путина, где четко говорится, что «полный выход Российской Федерации из уставного капитала «АЛРОСА» является неприемлемо рискованным и не отвечающим экономическим интересам государства».
Надо отметить, что позицию президента республики полностью поддержали и руководство компании, и депутаты Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я).
Так, уже через две недели после вышеназванной телеграммы, 16 марта, члены Наблюдательного совета АК «АЛРОСА» приняли консолидированное решение обратиться в Правительство РФ с предложением о необходимости обязательного сохранения в государственной собственности контрольного пакета акций (Российская Федерация — 25%+1 акция, Республика Саха (Якутия) — 25%+1 акция). А еще через две недели, на своем пленарном заседании соответствующие обращения в адрес президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина приняли депутаты Ил Тумэна.
Напомню, что к тому времени в соответствии с республиканским законом «Об управлении и о распоряжении акциями АК «АЛРОСА», находящимися в собственности Республики Саха (Якутия)», уже было установлено ограничение на снижение доли республики в уставном капитале компании и региональные власти должны обеспечивать сохранение в государственной собственности республики не менее 25 процентов плюс одна голосующая акция, то есть блокирующего пакета. Поэтому президент, правительство и народные депутаты республики действовали строго в рамках регионального законодательства, ответив категорическим «нет» на приватизационные планы федерального центра.
И еще один немаловажный нюанс, о котором следует напомнить. Депутаты прошлого созыва в июне прошлого года еще раз сформулировали свою позицию в обращении на имя Владимира Путина, который к тому времени вновь был выбран Президентом России.
С тех пор руководство республики продолжало целенаправленно настаивать на сохранении контроля государства над стратегической отраслью. Прошло чуть больше года, и на совещании по вопросам развития Дальнего Востока тот самый вице-премьер Игорь Шувалов докладывал теперь уже премьеру Дмитрию Медведеву о том, что делается правительством для сохранения государственного контроля.
Акционерный компромисс
Мы намеренно не стали останавливаться на деталях акционерного соглашения. Благо любой желающий может ознакомиться с его текстом. Он есть в открытом доступе. Ясно одно: правительство России еще может реализовать на бирже существенный пакет, принадлежащих ему акций, но при этом обязан оставить за собой блокирующий пакет (25% плюс 1 акция). Такой акционерный компромисс сохранится вплоть до 2017 года.
Значение подписанного на этой неделе документа весьма доходчиво прокомментировал лично президент республики Егор Борисов: «По сути, подписание соглашения ставит точку в истории с непродуманным решением о полной приватизации компании, которая служит интересам государства и несет огромную социальную ответственность. Здравый смысл восторжествовал. Хотел бы поблагодарить лично Президента Российской Федерации и всех, кто поддерживал нашу позицию по этому вопросу», — заявил глава Якутии.
Остается только еще раз отметить, хотели того акционеры или нет, но вся история «АЛРОСА» и долгой дороги к акционерному соглашению наглядно демонстрирует саму суть федеративных отношений, когда зачастую именно субъект выступает за сохранение основополагающего принципа — единства системы государственной власти, учитывающей интересы каждого отдельно взятого субъекта.
Автор: Федор Григорьев, "Якутия"
Источник: газета "Якутия"
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети