- Юридические аспекты миротворческой миссии
- Материалы Википедии: Сербо-албанский антагонизм обострился после прихода к власти в Югославии Слободана Милошевича в 1988 году, который используя националистическую риторику смог завоевать широкую популярность среди сербского населения в условиях начавшегося распада Югославии. В 1989 году в Сербии состоялся референдум, утвердивший новую конституцию, которая радикально урезала автономию национальных краёв. По его результатам в Косове был распущен парламент, прекратилось вещание государственных радио и телевизионных станций на албанском языке, начались увольнения албанцев из государственных структур, в некоторых учреждениях образования было свёрнуто преподавание на албанском. В 1990 году в Косово было введено чрезвычайное положение. Тем не менее сепаратисткие стремления среди албанцев возрастали. 22 сентября 1991 года было провозглашено создание независимой республики Косово, а затем проведены несанкционированные (среди албанской общины) референдум о независимости. 22 октября 1991 года независимость Республики Косово признала Албания. Началось формирование вооружённых формирований сепаратистов, которые в 1996 году были объединены в Армию освобождения Косова. Первоначально борьбу с сепаратистами вели лишь милицейские подразделения, но в 1998 году в военные действия вступила югославская армия. Война сопровождалась массовыми репрессиями, убийствами мирных жителей и этническими чистками с обеих сторон конфликта.
- В 1999 году в военные действия вмешалась НАТО: массированным бомбардировкам были подвергнуты югославские города и военные объекты. В результате в Косово был введен военный контингент НАТО KFOR
- Причиной интервенции войск НАТО была названа волна этнических чисток в регионе. Основной причиной бомбардировок и вмешательства НАТО стало по сути гражданская война в Европе. По мнению некоторых политологов, если бы НАТО не вмешалось, внутренний конфликт мог перерасти в региональный конфликт, в который могли бы вмешаться соседние государства Албания, Македония, возможно Турция. Решение Совета Безопасности ООН не было. Юридические основания для бомбардировок — гуманитарные.
По мнению правительств США и некоторых государств ЕС, ситуация в Косово является уникальной и признание его независимости не должно быть прецедентным для иных самопровозглашённых образований. В качестве обоснования уникальности Косово тогдашний госсекретарь США Кондолиза Райс назвала комбинацию следующих факторов: общий контекст распада Югославии, этнические чистки и преступления в отношении гражданского населения Косово и длительный период нахождения края под управлением администрации ООН.
- На Украине ситуация немножко иная. Во-первых, слава богу, нет этнических чисток. Во-вторых, Украина изначальна была унитарным государством, в составе которого не было Донецкой Республики. В третьих, власть на Украине не имеет полной легитимности из-за «революции» или «переворота», как называют СМИ.
- В качестве юридической причины ввода вооруженных сил в Украину Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин сослался на ст. 51 Устава ООН, а в качестве прецедента - «принуждению к миру Грузии в 2008 году». Статья 51 гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации...». Иными словами, если произойдет нападение на государство, не дожидаясь санкции ООН, государство может использовать вооруженные силы. Это право трактуется в мире по другому. Угроза безопасности государства — также может являться «саsus belli” (причиной) использование российской армии.
- По идее международно-правовым основанием проведения таких операций по принуждению к миру может быть решение Совет Безопасности ООН. Вместе с тем подобные операции осуществлялись и без санкции Совета Безопасности ООН. Примерами таких операций являются действия НАТО в Боснии в 1995 г., бомбардировка НАТО Сербии в 1999 г. (Косово). Россия также без разрешения Совбеза ООН принудила к миру в 2008 году Грузию.
- Если в соседнем государстве, имеющем исторические и культурные связи с Россией, начнется полномасштабная гражданская война, это может трактоваться как угроза безопасности, т. е. причиной использования вооруженных сил.
- Конфликт имеет похожие корни как в Приднестровье. Это запрет на официальное использование русского языка в Молдавии. 1989 году 10 августа стало известно, что на предстоящей 13-й сессии Верховного Совета Молдавской ССР будет обсуждаться законопроект, в котором предусматривалось ведение делопроизводства исключительно на молдавском языке. В ответ на это 11 августа в Тирасполе был создан Объединённый совет трудовых коллективов (ОСТК), выступивший против этого законопроекта, который, по мнению создателей и лидеров ОСТК, мог привести к дискриминации по национальному признаку при осуществлении права на труд. Дальше конфликт только нарастал... Были жертвы среди гражданского населения. В результате сегодня по мандату ОБСЕ между Приднестровьем и Молдавией стоят российские миротворцы.
- Думаю, если украинская военная машина будет продолжать и наращивать «антитеррористическую операцию», В.Путин вынужден будет использовать право на «принуждение к миру». Насколько это соответствует международному праву?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии Добавить комментарий
Авторизация на сайте через социальные сети