«Золотая маска» Анны Кузьминой
Несомненно, одним из самых заметных и запомнившихся событий является награждение заслуженной артистки ЯАССР, знаменитой актрисы Саха театра Анны Кузьминой национальной театральной премией «Золотая маска». Это именная премия «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Анна Кузьмина играет свой 59-й сезон в Саха театре - с 1955 года. «Я буду продолжать играть в театре до тех пор, пока мне будут это разрешать», - сказала она на встрече с журналистами.
«Это невероятно большое событие для республики, сравнимое с олимпийской медалью. Нашей Анне Кузьминой вручили именную «Золотую маску» за вклад в развитие театрального искусства наряду с такими гигантами, как Марк Захаров, Галина Волчек, Олег Басилашвили», - сказал журналистам директор Саха театра Анатолий Николаев.
Рано ушедшая из жизни мать готовила Анну с детства к медицинскому будущему. «И я была уверена, что стану врачом. Пока не переехала из Немюгюнцев в Якутск учиться во второй школе. Это было после смерти матери, я окончила свою школу в семь классов. Но знала, что в Якутске есть такая вторая школа с интернатом. Туда-то я и поехала, сама договорилась с директором, меня взяли. Уже здесь я записалась в драмкружок, который открыл выпускник ГИТИСа Егор Дьячковский. Я играла в постановках кружка, но это так и осталось бы, если бы не открылся набор в Щепкинское училище. Мое поступление в училище было отрицательно воспринято близкими. Как же так, ты должна была поступать на медицинский, говорили они. Я уехала в 17 лет. И ни разу не жалела о выбранной стезе и профессии», - сказала она.
Анне Кузьминой сейчас 81 год. Несмотря на такой солидный возраст, она продолжает ездить на гастроли с театром. «Нет ни одного места в республике, где я еще не бывала», - говорит актриса.
Политический спектакль-хроника «Бугун, эбэтэр хаhан да...»
Саха театр представил премьеру по пьесе Дмитрия Наумова «Бугун, эбэтэр хаьан да…» (Сегодня, или никогда) о роли личности Исидора Барахова в становлении Якутской АССР. Спектакль имел огромный успех.
"Брутальный" спектакль практически без женских ролей поставлен Андреем Борисовым и Русланом Тараховским. Спектакль с самого начала захватывает своим накалом.
Главную роль Исидора Барахова исполнил Василий Борисов. Если не ошибаюсь, это первая главная роль этого талантливого артиста. Она очень сложная и ответственная, так как нужно было создать образ человека, которого современные якутяне только начинают заново открывать для себя. Василий Борисов показал человека, конечно, внешне очень сдержанного в своих чувствах, но, как оказалось, на деле способного на бесшабашные геройские подвиги.
Ямщик, не гони лошадей!
Долгожданная ямщицкая сага в постановке Андрея Борисова увидела свет в этом году на сцене Русского драматического театра. Спектакль, сотканный из реальной истории Якутии, нашел отклик в сердцах зрителей. Несомненно, это одна из лучших постановок театра в этом году.
Верстовой столб, звездное небо, Ленские столбы и протянутые вглубь сцены изгороди в три жерди... Действие происходит в тревожные предреволюционные дни, когда еще сохранялся ямщицкий уклад жизни, во времена революции, которые принесли бурю в ямщицкие семьи.
Связующее звено в этой истории – Зосима Голоков — Суор Великий – глава ямщицкого рода. Его блистательно сыграл Владислав Мичурин. Может быть, не хватило философского монолога на якутском Суора Великого, раздумий о ямщицкой доле, якутском крае и мечте. Возможно, в самой пьесе отсутствует языковая драма, которая в ямщицкой культуре играет ключевую роль. Именно язык был иногда и спасением, и мостом, и всем. И сейчас предки ямщиков прекрасно владеют якутским. В завершение спектакля первый вице-спикер Ил Тумэна Анатолий Добрянцев вручил дипломы от имени Ассоциации ямщицких потомков. Позиция режиссера в этой постановке тоже ясна: колебания состояния внешнего мира хотя и отражаются на судьбах ямщиков, но они не ломают их силу духа. Когда мир сегодня везде становится хрупкой и ценной субстанцией, в этой работе центральным событием могло бы быть взаимопроникновение и одновременно сохранение собственных культур и мира. Наука жить в мире, наука уметь дружить – сейчас как никогда актуальна.
И именно этому могли научить нас «Страсти по ямщику».
«Калека с Инишмаана»
Невозможно не отметить блистательный спектакль-постановку режиссера-"макдонаховца" из Перми Сергея Федотова «Калека с Инишмаана». Русский театр подарил Якутску мейн-стрим современной мировой драматургии, и, безусловно, это яркое событие.
Две тетушки калеки Билли Кейт и Эйлин (Наталья Лукьянова, Татьяна Черниговская) в спектакле задают тот самый ирландский акцент, который задает тон всему действу. Образ калеки Билли создал молодой артист Дмитрий Юрченко. Он у него получился немного "малышовым", хотя должен был быть более зрелым и мудрым, тем самым создавая еще больший контраст. Но это нисколько не влияет на восприятие в целом всего спектакля, в котором игра актеров каждого настолько филигранна, что невозможно определить, чья роль главнее.
В якутском варианте федотовского «Калеки» создан очень цельный продукт, интересный и богатый, который хочется подолгу рассматривать со всех сторон. В нем нет чего-то отдельно выпячивающегося, он весь испещрен богатым затейливым узором. Безусловно, энергетика сильной драматургии пронизала весь зал.
В Русском театре начали ставиться самые актуальные спектакли лучшими режиссерами в своих темах (как, например, МакДонаха ставит Сергей Федотов, а Вампилова иркутянин Александр Лобыгин) – линия, которую ведет директор театра Александр Лобанов. Так держать!
Триумфальное возвращение оперы «Манчаары» на сцену
Государственный театр оперы и балета Якутии им. Д.К. Сивцева - Суоруна Омоллоона представил этим летом премьеру оперы «Песнь о Манчаары», впервые поставленную в 1967 году. Партию Манчаары исполнил баритон Александр Емельянов. Спектакль разрушил все стереотипы якутского зрителя об опере, как о скучном зрелище.
Аутентичная якутская опера с восхитительно красивой музыкой, созданной когда-то Германом Комраковым и реконструированная Эдуардом Алексеевым, в исполнении певцов нового поколения, в роскошных декорациях, передающих узнаваемые зрителем мотивы -- это настоящее и родное, что в разы сближает якутского зрителя и оперу, как вид искусства. Именно оригинальный якутский материал, исполнение на якутском языке и музыка, как оказалось, очень востребованы зрителем и обязательно должны присутствовать на сцене якутского оперного театра.
Нынешний спектакль поставил известный оперный певец Прокопий Неустроев, сам исполнявший партию Манчаары в предыдущей постановке.
Декорации отображают реально существовавшие виды. Опера в шести картинах и каждая предстает в уникальных декорациях. Неимоверная работа художника-постановщика Марьяны Оконешниковой.
Великолепная актерская игра солистов театра вкупе с поразительным вокалом доставила много радости зрителю. Исполнительский состав: Манчаары – Александр Емельянов, Саргы, его невеста – восходящая звезда якутской оперы Екатерина Захарова, Намыйаана, мать Саргы – Феодосия Шахурдина, Мария, мать Манчаары – Екатерина Корякина, Сата, брат Саргы – Анастасия Мухина, Чоочо – Егор Колодезников, Бетес – Александр Донской, чиновник – Валерий Касаткин.
«Спартак» в постановке Григоровича
Балетная премьера "Спартак" А.Хачатуряна в постановке величайшего хореографа столетия, Героя Труда, народного артиста СССР, лауреата Ленинской и государственных премий СССР Юрия Григоровича.
Премьера прошла с огромным успехом. Постановка балета состоялась при поддержке лично главы Якутии Егора Борисова, за что театр выражает ему огромную благодарность.
«Удаганки» Театра олонхо номинированы на «Золотую маску»
Спектакль режиссера Степаниды Борисовой «Удаганки» номинирован на российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинациях «Драма. Спектакль малой формы» и «Драма. Работа режиссера».
То, что спектакль молодого Театра олонхо номинирован на национальную премию, уже событие. Очень яркая и сложная работа актеров, которые в спектакле и поют, и проделывают огромную, почти акробатическую работу. Очень выразительный и красивый спектакль на стыке различных искусств. Безусловно, новое в театральном искусстве.
Создание Театра народов Севера
Первый официальный Государственный театр коренных малочисленных народов Севера открыт в Якутии. Торжественная презентация и показ первого спектакля «Девушка-стерх» состоялись 6 декабря в Саха театре. Народный ансамбль танца народов Севера «Гулун» проделал долгий путь, чтобы приобрести статус государственного театра, сообщила ЯСИА директор Любовь Никитина. «Нашему ансамблю уже почти 25 лет. Мы и не думали, что, в конце концов, вырастем до театра - это очень радостно, волнительно и ответственно. За три месяца кропотливой работы было поставлено 40 танцев, и первая работа – «Девушка-стерх» по эвенкийской легенде», - рассказала она.
По словам Никитиной, у театра в планах - поставить спектакль по произведению «Легенда о белых волках» известного юкагирского поэта и писателя Николая Курилова.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети