ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

На карте

9 января 2014, 11:44

Страсти и эрос от Олонхо


В Театре Олонхо прошла громкая премьера спектакля Степаниды Борисовой «Удаган кыргыттар» (Девушки удаганки). Увиденное, как пение самой Степаниды — проникновенно и доходит до экстаза, когда мурашки по коже. Режиссер обратилась к олонхо Н.Абрамова-Кынат и создала своеобразную саунд-драму, в которой происходит освобождение человеческого тела от культурных оков и условностей.

Главные герои не сестры удаганки Уолумар и Айгыр и не парни, соблазненные ими, а Тело. Тело всюду – оно откровенно и молодо, агрессивно и вызывающе, полно желаний и страсти. Никаких социальных проблем, никакого философского выбора – быть или не быть, добро и зло, никаких умствований. Ничто не беспокоит удаганок, кроме телесных желаний и метаморфоз. Для этого есть обнаженная сцена, по которой носятся, танцуют и камлают удаганки и под эти страсти меняется пространство. Пространство загадочно и непредсказуемо, как подсознание сестер. В нем бродят человеческие тела с бамбуковыми шестами в руках. Из этих тел и шестов режиссер и художник (Михаил Егоров) выстраивают сценический мир, а олонхосутка Матрена Корнилова описывает его.

photoByWidth&id=748&width=1000Тела с шестами могут стать Древом Аал Кудук мас, и уже в следующую минуту весь этот человеческий материал перетекает в колыхание камышей, а потом вытягивается в изгородь. Эти живые декорации экономны и изысканны, до поры до времени, пока удаганки тешатся в невинных играх, плясках и купаниях. Декорации живут и действуют синхронно с героинями под постоянное звуковое сопровождение. Если не пение и монологи, то плеск воды, шум ветра, волчий вой, ржание коней, стоны то ли людей, то ли зверей и не поймешь, где живое, а где несущееся из звукооператорской.

photoByWidth&id=749&width=1000Звуки, пластика, движения живых декораций, все переплетается в единую пружину и двигает драматургию. Чем ближе к кульминации, тем круче это переплетение и в какую-то минуту исчезает грань между телами и декорациями. Тогда бамбуковый шест превращается в коня, на котором Уолумар удаган уносится в Нижний мир, где ее встречает Абааhы (Гавриил Менкяров) с шестом-фаллосом в руках. Он крутит-вертит им, а рисунок его движений напоминает средневековую японскую графику с изображениями непристойных сцен. Видно, как упивалась Степанида Борисова талантливостью своих актеров, чьи молодые тела вытворяли такие фортеля, что публика то замирала от восторга, то хохотала до колик.

photoByWidth&id=750&width=1000Текст если не уходил на задний план, то однозначно подчинялся ритмике действия, которая звучала очень современно. Действие, переведенное на язык современной пластики и мелодики, избавлялось от излишней этнографичности. А многофункциональность человеческих тел держала на себе всю конструкцию спектакля, в котором присутствовали канонические атрибуты олонхо – три мира, мировое древо, перемещение в этих мирах…

photoByWidth&id=751&width=1000Чередование добра и зла зарифмовалось в пластическую поэзию, благодаря чему зло и добро словно соревновались друг с другом в сногсшибательности и привлекательности. Поединок Абааhы с героями Среднего мира вызывал только зрительский драйв, но никак не стандартные эмоции, принятые для таких случаев. Пластика и движения тел изощренны и изобретательны. И если бы не безошибочность, с которой выполнялись акробатические кульбиты, то можно было бы подумать, что все это придумывается на ходу. Видно, что это результат репетиционных импровизаций, в которых молодые актеры могли дать фору многоопытности мастеров сцены. Чего стоит эротическая сцена между сестрами-удаганками (Ньургуйаана Маркова, Галина Тихонова)  и их избранниками (Валентин Макаров, Дмитрий Алексеев). Говорят, что язык автора олонхо откровенен и красочен в этом месте. Но текст отступает и замолкает Матрена Корнилова перед этой неистовой пляской тел, которая доводит до кульминации все это языческо-дьявольское коловращение.

photoByWidth&id=752&width=1000Несмотря на то, что в анонсах спектакль позиционируется, как драма удаганок, ищущих земное предназначение и счастье (в чем звучит социальный подтекст и некая поучительность), стихийное и языческое, доведенное до гротеска и хохота, перехлестывает всякие попытки притянуть это к морализаторству или поучительной притче. Зрителю не до моралите, не до высоких переживаний, когда между ног рожающих удаганок проскакивают взрослые мужчины. Изловчившись проткнуть воздушные шары-животы, они вываливаются на свет в образе отцов своих соблазненных сыновей. Зал взрывается хохотом, а герои кажется задают залу вопрос – что такое любовь и секс? От Верховного Творца или дьявола Нижнего мира? Ведь искуситель Абааhы однажды коснувшись удаганки, вряд ли исчез навсегда.

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Культура Просмотров: 2930 Источник: Olonkholand.ru Автор: Елена Яковлева Изображение: Матрена Кашкина Подписаться на обновления

Комментарии Добавить комментарий

Елена Яковлева 9 января 2014, 12:58 Ответить
0
Источником этой статьи является сайт Olonkholand.ru, а не ЯСИА. Просьба исправить. Елена Яковлева.
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете в систему. Вход / Регистрация
Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ