Справка:
В России гоголевская история пережила уже пять экранизаций. Четыре из них пришлись на век двадцатый – первая в 1909-м, следующая через три года, а в 1916 на экраны вышел уже третий Вий. Любила дореволюционная Россия украинскую страшилку.
Советского зрителя чудище с опущенными веками напугало в 1967-м. Тогда в кинотеатрах страны с триумфом прошел одноименный фильм Константина Ершова и Георгия Кропачёва. Бесподобная игра Леонида Куравлева и убийственно ослепительная красота Натальи Варлей никого не оставили равнодушным. У советских граждан кровь стыла в жилах, когда нечисть под предводительством Панночки начинала лезть со всех щелей на перепуганного Хому. И ничего, что главный злодей был похож на войлочного истукана. Все равно было страшно.
Но это тогда – в 60-х. Нынешний зритель хочет более яркого зрелища.
- Ольга, вы впервые летите в Якутск?
- Да, и очень этому рада. Меня звали в Киев 28 января, но я решила ехать к вам. Правда, когда мой папа об этом узнал, дал свою шапку и меховые варежки, привезенные когда-то с ваших алмазных приисков. У вас же -52. Наверное, еще придется прикупить маску на лицо – организаторы обещали катание на собаках. И обязательно унты с бисерной вышивкой, говорят, они очень красивые.
- Старт проекту был дан в 2005 году. В прокат "Вий 3D" выходит только сейчас. Почему так долго?
- Изначально фильм снимали на пленку. Потом решили, что время идет вперед и надо этому соответствовать. Техника съемки была достаточно тяжелой. В итоге фильм сделан в 3D.
- Наталья Варлей, сыгравшая Панночку, жаловалась, что роль принесла ей много неприятных моментов. У вас был суеверный страх?
- Варлей и Куравлев говорили, что вспоминают фильм с трепетом. Но это же был первый мистический фильм. У меня другое отношение. Это моя работа. Если я буду суеверно относиться к таким вещам, то мне надо уходить из профессии.
- Нас ожидают сюжетные сюрпризы?
- Конечно, повесть Гоголя здесь основополагающая, но все-таки у нас другая история. Создатели фильма утверждают, что сценарий написан по первоисточнику, в котором автор рассказал, почему Панночка стала ведьмой. У нас тоже есть три ночи, но перипетии и мотивировки героев стали более понятны. Становится ясно, почему красивая и умная девушка становится воплощением зла, почему она выбирает именно Хому. Хотите узнать подробности – смотрите фильм. Я и сама хочу посмотреть, чем там закончилось.
- Так вы не видели фильм целиком?
- Нет. Весь съемочный процесс был построен так, что никто из актеров не знает финала. Мы – я, Смоляков и Жижикин - посмотрим его впервые на пресс-показе в пятницу.
- А кто основной злодей? Судя по трейлеру, каждый персонаж фильма рано или поздно перевоплощается в нежить.
- Но так ведь и в реальной жизни. Все заложено в нас. Важно, как мы справляемся с этим, как видим самих себя и других.
- Режиссер фильма Олег Степченко не имеет богатой фильмографии. Не страшно было доверяться «не мэтру»?
- Олег великолепен, он видит кадр, может выстроить картинку. Он ведь художник, окончил «Суриковку». Олег умудрялся следить за всем, даже за количеством камышей в кадре. И, главное, актеры и огромная съемочная группа всегда понимали, чего он хочет. Это мега-важное качество. Актерский состав, подобранный им, дорогого стоит. Наверное, он выбирал нас на энергетическом уровне, потому что каждый артист в картине совпал как пазл. Большое счастье, что ему позволили утвердить тех, кого он хотел.
- Расскажите об актерском составе.
- Он блестящий. В фильме играют наши звезды. И не только наши. Мне посчастливилось работать на площадке с Джейсоном Флемингом. Он потрясающий, абсолютно не страдает звездной болезнью. Дружит с Бредом Питтом, работает с голливудскими режиссерами, но при этом очень простой в общении. У него другая актерская школа, но работать с ним легко. С Джейсоном была забавная ситуация, когда мы снимали кульминационный момент, и я, то есть Панночка, молча стояла у него за спиной. После съемок Джейсон подошел к режиссеру и сказал: «Не знаю, как она это делает, но мне очень страшно».
Из наших актеров мы тесно работали с Юрой Цурило, он играет моего папу – Сотника. И с Андреем Смоляковым. Они настоящие энергетические центры, работать с ними одно удовольствие.
Мою подругу-ведьму играет Агния Дитковските. С ней у нас сложились прекрасные отношения. С Анной Чуриной, которая играет мисс Дадли, мы на площадке не пересекались. Я знаю, она ездила к вам на фестиваль прошлым летом и ей очень понравилось.
- Где проходили съемки?
- В Чехии, на натуре и в павильоне. Чехи потрясающие. Наш художник по костюмам работала над всеми голливудскими фильмами, которые снимались у них. Все у них продумано, даже термобелье и полотенца. Они были необходимы, мы же плавали в холодной воде.
- Что для вас было наиболее сложным в съемочном процессе?
- Самое сложное, пожалуй, грим. Меня гримировали каждый день по 6 часов. И так целый месяц. Честно говоря, к концу меня уже трясло. В гриме я не могла самостоятельно есть и гримеры кормили меня с ложки. Но было настолько интересно, что несмотря на сложности, я вспоминаю о работе с удовольствием и испытываю большое желание поучаствовать в подобной картине.
- Образ Панночки дался вам легко? Вы почувствовали, что это ваша роль?
- Не могу сказать , что сложно. Может, потому, что меня часто называют ведьмой (смеется).
- Актеры, играющие отрицательных персонажей, всегда стараются оправдывать их поступки. Вы тоже находите оправдание своей героине?
- Так и есть. Я долго разговаривала с режиссером, рассказывала ему свое виденье, и он прислушался, хотя изначально имел другое мнение. Панночка – персонаж незаштампованный, дает большой простор для игры.
- Наиболее сложная сцена для вас?
- Их две. Когда я пришла на съемки, Олег спросил, боюсь ли я высоты. Я сказала, что нет. А на площадке он попросил повторить трюк, который продемонстрировала воздушная гимнастка. Наступила гробовая тишина, а у меня начался нервный смех. Пришлось взлететь на тросах на восьмиметровую высоту, затем наклониться и по команде «Начали!» полететь головой вниз, чтобы пройтись над камерой. Но сняли с первого дубля. Уже потом постановщик трюков сказал, что ни одна голливудская звезда на такое не согласилась бы, и что все русские сумасшедшие.
Вторая трудная сцена была, когда мне пришлось плавать в холодной воде, в озере, под Прагой. В какой-то момент я поняла, что вода становится нереально холодной. Было ощущение, как будто вкалывают иголки в тело. Только потом мне сказали, что пиротехники в сцене использовали сухой лед.
- Что еще, помимо кино, является творческой составляющей вашей жизни?
- Ребенок. Я думаю. Вырастить ребенка – это настоящий творческий процесс. Кстати, когда я уезжала в Чехию в первый раз, ему было 10 месяцев. Сейчас 8 лет. Вырос во время съемок фильма. Но «Вия» смотреть не хочет. Посмотрел трейлер и сказал: «Мама, я наверное, не пойду. Бояться не хочу».
Ну, а тех, кто все же не прочь как следует испугаться, Ольга Зайцева приглашает на премьеру фильма «Вий. 3D», чтобы еще раз услышать такое жутко знакомое: «Поднимите мне веки!»
Справка:
Бюджет фильма сравнительно небольшой - 26 млн долларов. В съемках приняли участие Россия, Чехия, Украина, Германия и Англия. «ВИЙ» 3D станет первым российским полнометражным фильмом с дополнительным использованием технологии 4DX (визуально-осязательных и обонятельных дополнений, изменения положения зрительского места в пространстве кинозала синхронно с видео- и звуковой дорожкой).
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети