Местность Куллаты. Это место, где жил отец Тыгын Дархана Мунньан Дархан. Ориентироваться можно по новой стеле с Хотой Айыы, которая откроется в четверг. «Во времена культурного суверенитета, в 90-е годы, здесь был установлен памятный камень, – комментирует историк. – Это место для поклонения. Знающие люди всегда сюда приезжали сами поклониться, а теперь мы хотим, чтобы это место стало общим достоянием народа. Чтобы каждый знал, что здесь творилась история. Отсюда все началось».
К счастью историков, это место совпало с древней стоянкой человека, потому местность объявлена закрытой для строительства и т. д. Хангаласцы же будут настаивать на признании этого места сакральным, что позволит сохранить его в первозданном виде. «Потом это место можно будет огородить», – сказал Ноговицын.
Здесь нельзя шуметь, тем более мусорить - в местах захоронения "больших людей", шаманов, чьи имена не произносят вслух.
Местность Ат Быраан. Эти сопки находятся на границе между Октемским и Джэрским наслегами. «Ат» здесь означает высокий, рядом с ними сопки поменьше Түөкэй. Это слово схоже с другим словом «түөкүн» (разбойник), но на самом деле только схоже, а смысл – малый. То есть это малые сопки», – объясняет краевед и показывает кивком головы. Нельзя указывать пальцем. В этих сопках захоронены родственники знаменитого Тыгына. В том числе сын Бетеке - легендарный Мазары Бозеков, который дважды ездил в Москву в 18 веке, чтобы поклониться царю. За Ат Бырааном еще сопка Боотур Быраан, где находится местность, в которой жил Дойдууhа Дархан, прадед Тыгын Дархана.
«Значение слова «дархан» в нашем понимании - это кузнец, мастер железа, который ковал оружие, отсюда также еще и дополнительное значение «военная знать». Так что в понимании хангаласцев слово «дархан» в его ныне распространенном понимании ошибочно», – прокомментировал Ноговицын. В каменной пещере одной из сопок найден как бы отпечаток лица спящего боотура, и считается, что он - хранитель этих мест.
Местность Бахай, или Күөх Кытыл (Голубой берег). Берег Лены в Ойском наслеге. Именно сюда впервые ступила нога первопредка якутов Эллэя. И здесь же он встретил Омогоя и поселился в местности Бэрэнтэй, недалеко отсюда. «Бахай означает «бах» – это название божества. Помните пословицу в буквальном переводе "получать советы старца, неся его в суме за спиной"? Так вот Эллэй принес пепел отца таким образом и похоронил его здесь. Это бог Бах, предок. Отсюда название местности Бахай. Это отец ему велел ехать в этом направлении в поисках родственников», – объясняет Прокопий Ноговицын. Эллэй - это тот, кто впервые отпраздновал Ысыах. Он собирал здесь камни, по сути железную руду, затем создал нож. Им он делал первые чороны из дерева для кумыса.
Здесь Ноговицын разъясняет значение имени Эллэя: «От якутского слова «эллэнии», т. е. закалять, в смысле - железо, характер, камень. Эллэй, эллэнии – это то, что сделано человеком. В этом смысле перевод слова «культура» на якутский язык можно определить этим словом».
Здесь в 1989 году косторезом, увлекающимся историей, Робертом Петровым был установлен памятный камень. На нем высечена лошадиная голова в узде с одной стороны, а с другой – надпись.
Аал-Луук Эргис Мас. Хангаласцы отошли от традиции устанавливать в местности, где проходит Ысыах олонхо, Аал-Луук Мас в виде огромного дерева. В Орто Дойду нет такого возвышающегося древа, как в других улусах, здесь построен комплекс на склоне горы в виде якутского календаря. «Ведь Аал-Луук Мас – это мировое древо не в том буквальном понимании, к которому мы успели привыкнуть. Это вечный круг жизни, календарь. Его смысл нам стоит объяснить», – сказал Прокопий Ноговицын.
«Слово «дьыл» происходит от сылгы (лошадь). Наши предки считали год по тому, как кобылица ходила отелая. Годом считался период беременности кобылиц, он почти такой же. Затем, чтобы обозначить временное пространство, определить дни, месяцы, сезоны, полугодия, знаменательные события года, был изобретен солнечный календарь. Принцип такой: устанавливаются два сэргэ. И здесь, внимание, начало года – это 21 июня. Самый длинный день в году, когда солнце достигает наивысшей точки. В этот день тень от первого сэргэ падает в самый корень второго. Это день Ысыаха. Как они узнавали в те времена, что нужно идти на Ысыах именно в этот день, живя на десятки и сотни километров друг от друга в разных аласах? И ведь собирались, их календарь самый точный. Время сбора знали все. Такие камни стоят в монгольских степях», – объяснил краевед. Этот календарь в виде Аал-Луук Эргис Мас будет презентован на Ысыахе.
Не подниматься на сопки. Хангаласцы просят участников Ысыаха не подниматься на сопки. По древним обычаям, на самом верху хоронили шаманов, посредине - знатных людей из тыгыната, простых – в подножье. Дабы соблюсти все каноны Ысыаха, не стоит тревожить духов великих, чьи имена не произносятся. Ысыах – религиозный праздник, правила которого следует знать и чтить.
Комментарии Добавить комментарий
Авторизация на сайте через социальные сети