О проблемах здравоохранения жители говорили Владимиру Членову на встречах, которые прошли в поселке Белая Гора и селе Абый, расположенном в 70 км от районного центра. Именно в этом селе учился и работал уроженец Абыйского улуса, генеральный директор ОАО «РИК РС(Я)» Виктор Ефимов, который должен был баллотироваться в народные депутаты республики по Арктическому избирательному округу №35. Но при крушении вертолета в Усть-Янском районе 2 июля прошлого года он погиб. В трагический для республики день ушли из жизни 24 человека, среди них 11 детей. «Так получилось, что в день рождения Виктора Петровича, 18 января, в селе Абый прошел прием граждан по личным вопросам»,– сообщил Владимир Михайлович.
Инвалиды «за бортом»
Три года назад в целях оптимизации медицинских учреждений два самых нужных населению учреждения – Дом-интернат для престарелых и инвалидов и реабилитационный центр для ветеранов и детей-инвалидов были закрыты, сообщила депутату при встрече Христина Реброва, которая 15 лет была директором этого дома.
Горько, аж горло перехватывает, писать о том, что ее не стало буквально на следующий день. В ночь на 21 января 2014 года в поселке Белая Гора сгорел восьмиквартирный жилой дом. В огне погибли три человека. Отличник социальной службы, почетный гражданин улуса, кавалер Знака «Гражданская доблесть», депутат поселкового Совета Христинина Николаевна Реброва пыталась спасти лежачего брата-инвалида, но вместе с ним задохнулась в дыму. Этажом ниже сгорел еще один жилец, который устроил пожар, оставив включенным обогреватель.
И хотя главного защитника инвалидов уже нет в живых, проблема обострена так, что сглаживать ее нельзя. Она заключается в том, что в Республиканский реабилитационный центр, рассчитанный на 80 мест, могут попасть только один-два человека в месяц. В Абыйском улусе проживают 362 инвалида, из них 42 ребенка. По словам главы муниципального образования Михаила Никулина, в прошлом году на лечение в центр было подано 58 заявок, но удовлетворено только 29.
Специалисты утверждают, что инвалидность возрастает по причине заболеваний органов кровообращения, дыхания, нервной и костно-мышечной систем, глаз, уха, новообразований, травм и сахарного диабета. Смертность людей с ограниченными возможностями на протяжении последних лет в этом районе остается высокой – от 13 до 17 человек в год.
В Абыйском улусе надо строить районный или межулусный реабилитационный центр на 15–20 мест, чтобы здесь могли лечиться люди с ограниченными возможностями из соседних Аллаиховского и Момского районов, у которых такие же проблемы, считают глава улуса Михаил Никулин и главный врач ЦРБ Андрей Павлов.
Операционный стол как показатель реформ
Несмотря на единственное достижение – повышение заработной платы врачам, фельдшерам и медсестрам, из 27 пре-дусмотренных по штату специалистов в центральной районной больнице работают семь, в участковых – пять.
Остальные 15 единиц вакантны.
По этой причине многие больные не могут получить квалифицированную медицинскую помощь на месте и просят направить их на лечение в Якутск. Но такая возможность предоставляется только по решению республиканской медицинской комиссии. Для этого больнице выделяется в год чуть больше трех миллионов рублей, которые расходуются практически в первом полугодии. Собственных денег на проезд самолетом, который стоит 50 тыс. рублей, у жителей Арктики нет. Вот потому хроники и инвалиды прибавляются в улусе каждый год.
Руководитель районной больницы 35-летний врач-стоматолог из Якутска работает в этой должности всего два месяца. По словам самого Андрея Владимировича, ему захотелось поработать не только руками, но и головой. Хотелось бы, чтобы у него это получилось, потому что больничное хозяйство он принял в состоянии, не вызывающем оптимизма.
Району требуется новая больница с поликлиническом звеном. Старая поликлиника изношена на 90%, стационар – на 80 %. Какое может быть лечение, если температура воздуха в помещении составляет 14-15 градусов тепла! Недозавоз топлива в районе не ощущается, в топках его сжигают столько же, как и в прошлые годы. Беда другая: тепловые сети, радиаторы и другие приборы в Белой Горе физически устарели.
О какой реформе здравоохранения можно говорить, если хирурги оперируют на столе 35-летней давности, с которого больные могут упасть в любую минуту? Переносной рентген-аппарат давно непригоден для обследования тяжелобольных. Абыйская районная больница не имеет аварийной дизельной подстанции. При отключении света операционный блок, палата интенсивной терапии, фармацевтические холодильники с вакцинами подвергаются опасности.
В самом удручающем состоянии находится Крест-Майорская участковая больница 1967 года постройки в Кебергене. В новой больнице села Абый на полу минус 5 градусов, в помещениях плюс 13-14, что само по себе говорит о некачественном строительстве здания. Еще холоднее в противотуберкулезном диспансере, где лечатся инфекционные больные. В других участковых больницах печное отопление.
Нет жилья – нет врачей
Через пару лет проблема с кадрами, с которой уже столкнулись в ЦРБ, возникнет в участковых больницах, которые сейчас держатся благодаря врачам пенсионного возраста.
Минимальная плата на уровне прожиточного минимума остается у младшего персонала и других работников, например, кочегаров больницы, которые тоже нужны. Но даже при хорошей зарплате, составляющей в зависимости от врачебной квалификации и других стандартов от 30 до 40 с лишним тысяч рублей, работать в Арктику специалисты не едут.
Обеспеченность жильем медицинских работников ничтожно мала. Многие снимают квартиру на собственные средства. По этой причине главы поселений ставят перед правительством республики вопрос о переводе поселков на статус села. Они полагают, что благодаря этому молодые специалисты смогут войти в программу «Земский доктор». Для тех, кто работает в сельской местности, она предусматривает в качестве подъемных по миллиону рублей. Выделенные средства медработники могли бы использовать на решение жилищного вопроса и бытовых проблем.
Однако сделать все поселения сельскими невозможно, хотя задуматься есть о чем. В Якутии много поселков, в которых проживает 200–300 человек, и кому, как не им, быть селами. Если говорить об административных центрах поселках городского типа, куда не стремятся ехать врачи, то для них нужно добиваться внесения поправок в законодательство. Год Арктики в Якутии для этого самый подходящий.
После проведенного на этой неделе президентом страны совещания по вопросам здравоохранения необходимость продолжения реформ в этой области ни у кого не вызывает сомнений. Она подарила надежду, когда Владимир Путин обратил внимание: «Особо чувствительный вопрос — это оптимизация сети бюджетных медицинских учреждений. Мы знаем, чем оборачиваются здесь поверхностные, формальные, чисто бюрократические подходы. Например, какую реакцию у людей вызывало закрытие больницы или роддома на селе, в небольших городах, где, собственно говоря, кроме этих медучреждений ничего другого и не было. Вот такая структуризация сети, конечно, недопустима».
Президент РФ прямо сказал, что людям с ограниченными возможностями должно быть уделено особое внимание. Очень хочется верить, что к инвалидам Абыйского и других арктических районов это утверждение тоже относится.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети