Служил на трассе Алсиба
Николая Кириченко, уроженца Черниговщины, война застала на другом краю огромной страны. Армейскую службу парень с цветущей Украины проходил на Чукотке, более сурового климата не отыщешь. Воинская часть обслуживала аэродром, обеспечивала полеты полярной авиации.
Командование сразу остудило пыл молодых солдат, горевших готовностью сражаться с гитлеровцами: на Западный фронт никто не поедет, вы нужны Родине здесь! Где-то далеко оттуда разрабатывался перегоночный маршрут «Аляска – Сибирь», а осенью 1942 года они уже встречали и провожали первые самолеты, поставляемые по ленд-лизу из Америки. Помогали, если требовались ремонт или дозаправка. «Та зима выдалась на редкость лютой, – вспоминал Николай Васильевич. — При сильном ветре под 60 градусов мороза выдержать не шутка, даже тундровые зверьки замерзали. Но и в такую погоду работа продолжалась, Алсиб действовал».
Военная служба на Чукотке затянулась. Трасса «Аляска – Сибирь» выполнила свою роль, отпраздновали Победу, а демобилизовался солдат довоенного призыва только в 47-м году, алсибовцев причислили к фронтовикам. Там, на Чукотке, в то время работала сестра моей матери Любовь Алексеевна Дьяконова. Познакомились, стали встречаться, полюбились друг другу. В Якутске, известном ему как один из пунктов перегоночного маршрута, жила вся родня невесты. Приехали вместе. Как положено, с благословения ее родителей молодые поженились.
Специальность Николай имел надежную, наловчился вытачивать в приаэродромной мастерской нужные детали, подлежащие замене, запчасти разные – точь-в-точь. Приняли токарем в лесотранспортную контору треста «Джугджурзолото». Гаражи находились в Залоге, по улице Чернышевского, рядом со старым зданием Института космофизики. Среди автомобильной техники треста имелись американские «виллисы», «студебеккеры», «доджи». Понятно, что запчастей к ним не присылалось. Выручали сметливость и золотые руки Кириченко.
Он и сам время от времени придумывал разные приспособления для повышения эффективности, облегчения труда. В 1954 году изобретения токаря экспонировались на выставке достижений народного хозяйства Якутской АССР. Инженерно-методическую поддержку умельцу-самоучке обеспечивал заведующий гаражом, дипломированный автомеханик Федор Федорович Саммель, помогал оформлять чертежи, документы. Их многолетнее сотрудничество оказалось весьма плодотворным, оба приняты во Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов.
В 1955 году контора треста «Джугджурзолото» перебазировалась в Усть-Майский район. Николай Васильевич без дела не остался, перешел на автобазу треста «Якутстрой», где и трудился до выхода на пенсию в конце 70-х годов.
Сполна выполнил свое земное предназначение солдат, труженик, отец и дед. Его не стало в первых числах мая, за несколько дней до 40-летия Великой Победы.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети