5 мая в советское время отмечался День печати, и папа заранее начинал готовиться: чистил пиджак и награды, душился одеколоном «Шипр» и уходил в редакцию, где его ждали соратники: Иннокентий Канаев, Иван Аргунов, Еремей Порядин, Николай Слепцов и другие фронтовики…
Родился отец в Мегино-Кангаласском районе в 1923 году в семье крестьянина. Закончил Майинскую семилетнюю школу и с пятнадцати лет работал в родном колхозе табельщиком, а с шестнадцати — счетоводом. Окончив Якутский педрабфак, поступил в Якутский пединститут.
В 1942 году он был призван в ряды Красной Армии и после окончания офицерских курсов его направили на Забайкальский фронт. Вот как он сам вспоминал тяжелые военные годы: «Из моего маленького родного колхоза «Коммунист» на фронт ушло 64 человека. Живыми вернулось только семеро. В числе земляков, вернувшихся живыми, кавалер двух орденов Славы Семен Максимович Дмитриев, дошедший с боями до Праги».
Сначала он служил в Читинской области и только в 1944 году попал в штаб 343-й стрелковой дивизии 19-й армии 2-го Белорусского фронта под командованием маршала Советского Союза Константина Рокоссовского помощником начальника 6-го отдела штаба 292-й стрелковой дивизии. После затяжных боев в Польше их отправили освобождать Восточную Померанию, где предстояло разгромить фашистские войска группы «Висла» под командованием Гиммлера. Броском их дивизия должна была освободить города Штегерс, Вальденбург, Бублиц и другие, выйти на берег Балтийского моря в районе города Кезмин.
В Штегерсе он обнаружил в подполье 12 вооруженных фашистов, которые сдались без боя. В этом же городе во время бомбежки от смерти его спас боевой друг ленинградец Николай Якубовский, опытный боец, прошедший всю войну с самого начала.
За освобождение городов Бублиц, Вальденбург, Шлохау 313-ю Петрозаводскую дивизию наградили вторым орденом Красного Знамени.
Под городом Клайн-Кату солдаты попали под жесткий минометный огонь, где отец опять чудом остался жив.
Потом было освобождение укрепленного города Гдыни: мощные доты, минные поля, противотанковые рвы, врытые в землю подбитые танки и многое другое. В первом эшелоне окопов у немцев находились венгерские, австрийские и другие солдаты, затем немецкие, дальше власовцы и на последнем рубеже эсэсовские заградительные отряды. До уличных боев немцы обстреливали советские войска с моря с 20 военных кораблей. Это было ужасно. Враг потерял во время боев 50 000 человек убитыми, 18 тысяч пленными, много боевой техники.
День Победы дивизия встретила в устье Одера. Узники концлагерей заразили бойцов брюшным тифом, от которого умерла половина дивизии. Отец долго лечился в городе Поти в Грузии и демобилизовался только в 1947 году. За военные подвиги он награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией».
Дальше его ожидала служба в штабе 8-го артиллерийского корпуса в Польше, из которой в июне 1946 года он был переведен в Грузию. Война для него закончилась в апреле 1947 года, и он смог вернуться в Якутию, где его ожидали продолжение учебы в Якутском пединституте и работа в обкоме ВЛКСМ. Начав инструктором, он вырос до секретаря обкомола и в числе первых из якутян был награжден высшей наградой ЦК ВЛКСМ — значком «За активную работе в комсомоле».
С 1956 года был редактором газеты «Эдэр коммунист», стал организатором и первым руководителем только что созданной «Молодежки». С 1971 года работал заместителем редактора в редакции «Социалистической Якутии».
Как журналист и фронтовик он постоянно писал о якутянах-фронтовиках, проводил утомительные поиски, делал многочисленные запросы в военный архив. Будучи смертельно больным, ездил в Подольск, занимался в архивах.
Умер очень рано, в 55 лет, не дописав книги, для которой уже собрал материалы. Память о нем живет в его книгах, статьях и детях.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети