Дядя Егор Петрович Ильин, как и отец, является уроженцем I Малтанинского наслега Хангаласского улуса. В 1939 г. он окончил Якутское педагогическое училище. На войну был призван 23-летним молодым человеком в 1942 году, окончил курсы и в звании младшего политрука направлен на Ленинградский фронт в 168-ю стрелковую дивизию.
Вот что вспоминал дядя о той военной поре: «Наша дивизия заняла оборону в селе Дубровка. Не переставая ни днем, ни ночью, стреляли из пулемета, миномета. Особенно яростный огонь вели с левого берега Невы, там было открытое место на 700-800 метров, где немцы методично обстреливали каждый метр. В сентябре мы получили задание перейти Неву, но не получилось, немцы отразили атаку».
Во время этого сражения дядя был ранен. При лечении в госпитале он поднимал настроение раненых, задорно играя на балалайке. После второго ранения был комиссован.
Егор Петрович, бывший политрук, не раз поднимавший солдат под яростным огнем противника на атаку и первым принимавший огонь на себя, так же самоотверженно работал в сфере образования. До последнего вздоха — он умер в 78 лет — учитель Ильин был примером для молодого поколения, образцом служения профессии, любви к жизни. С супругой Александрой Петровной вырастили восьмерых детей, ставших достойными людьми.
Свёкор Бавур Шамолдаевич Шамолдаев по национальности калмык. Он также был офицером, старшим политруком, участвовал в защите Сталинграда и дошел до Берлина.
Бавур Шамолдаевич рассказывал, как форсировал Дон: «Несколько дней мы не могли перебраться на другой берег: то артиллерия, то авиация, то немцы начинают форсировать. Гул стоит, рвутся снаряды, бомбы, сплошной ад. Потом наступает затишье. На понтон входить опасно, а я плавать не умею. Как, думаю, перебираться буду. Утону. Когда форсировали Одер, тоже в голове одно — утону. Но повезло. Плавсредства организовали. До Берлина дошел. Весь был разрушенный. За каждый дом целыми сутками дрались. Жить хотелось. Победа на носу — и обидно, если глупая пуля тебя нагонит. Вот за Дон и взятие Одера мне и дали орден Александра Невского. Меня вызвали и вручили орден, дали 150 грамм водки, и я совсем захмелел. А потом комполка вечером еще налил. Война закончилась, я живой. Ты не представляешь, что это такое! Потом за всю жизнь не бывало такого состояния».
Бавур Шамолдаевич прожил долгую и достойную жизнь, работал до преклонных лет в национальном театре, воспитал шестерых детей и умер в 84 года.
Такими были наши отцы и деды — добрые, скромные, сильные духом люди. Память о них священна, сегодня я уже своей внучке рассказываю об этих удивительных людях, ее прадедушках.
Нина Ильина,
отличник сельского хозяйства РС(Я)
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети