ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт
23 апреля 2015, 20:12

Письмо внуку


Разбирая семейный архив, я вновь читаю письмо моего дедушки Михаила Константиновича Захарова, которое он написал в 1985 году. «Письмо внуку» — так он назвал его. В нем рассказ о войне.

Дедушка родился в 1912 году в Бодайбо Иркутской области. В начале 30-х годов переехал с семьей в Якутск. После окончания в 1938 году шоферских курсов в Москве начал трудовую деятельность шофером в филиале «Холбос» в селе Покровском, что в 80 км от столицы республики. Началась война, дедушку с группой молодых, но уже опытных шоферов I и II классов призвали на фронт. Вместе с ним ушли и его друзья Василий Кочнев и Александр Капранов.

С января 1942-го по декабрь 1945 года Михаилу Константиновичу довелось воевать на разных фронтах — на Украине и Дальнем Востоке (Китае).

И вот спустя тридцать лет я вновь держу в руках адресованное мне письмо деда и с благодарностью вспоминаю его советы, рассказы о войне и мирном времени. 

«Опишу немного о тех трудных для нашего народа, страны событиях, которые коснулись каждой семьи, в том числе и нашей. Игорь, твои оба дедушки, я и Василий Макарович Топорков, были участниками Великой Отечественной войны. По воспоминаниям Василия Макаровича, возможно, мы пересекались где-то на Западном фронте. Он был дважды ранен. Много прошло времени с тех пор, больше 40 лет, многое забылось, но кое-что я помню хорошо и хочу рассказать тебе, мой внук Игорь, об этом. Начал военную службу я в знаменитой Маньчжурской дивизии «Даурия»-210, в пехотном полку 579, пулеметчиком батальона №2 (пулеметчиком «Максима»). В 1942 г. по приказу Председателя Государственного комитета обороны тов. Сталина И.В. всех шоферов направляли служить в автомобильные батальоны. 10 января 1942 г. меня перевели в особый отдел контрразведки водителем подполковника Серова. Летом 1943 г. в конце июля командованием дивизии, в том числе и мой начальник подполковник Серов, были откомандированы под г. Харьков, где развертывалась большая подготовка к наступлению на врага. Принимал участие в боях за города Чугуев, Лисичанск, село Ахтырку и стратегически важную железнодорожную станцию Дебальцево. Здесь пробыли больше 2 месяцев. Я получил первую боевую награду, медаль «За боевые заслуги». 

В конце сентября прибыли в свою армию в особый отдел. За период моей службы лично мною были внесены в полевой госбанк 21 (двадцать одна) тысяча рублей на постройку танка, за что имею лист Благодарности, подписанный тов. Сталиным И.В. В это время я обучался в танковом батальоне на танкиста. Солдат особого отдела никуда не переводили, и с началом войны с Японией начальника с группой оперативных работников направляют в армейскую контрразведку по особым делам (разрабатывали операции захвата высших штабов). Я был включен как водитель автомашины «Виллис». Переходил границу в ночное время в день объявления войны с Японией, участвовал в операциях по освобождению гг. Чуфынь, Линцунь, Пятоха, Шанхай. Дошел с боями до Желтого моря. Был участником захвата японцев в Баргутии, форсировал Большой Хинган. За операции в военных действиях награжден орденом Красной Звезды и десятью медалями, орденом Великой Отечественной войны II степени. Войну закончил в звании старшины танкиста. Было много других эпизодов военных лет, обо всех не напишешь. Твоя бабушка Нина Михайловна ждала меня с фронта долгих четыре года. Пишу тебе, мой любимый внук Игорь, это письмо, тебе 13 лет, чтобы ты знал и помнил о тех трудных военных годах, и желаю, чтобы войны не было никогда, пусть будут всегда чистое небо и мир на земле.

Твой дедушка Михаил Константинович Захаров, 10 февраля 1985 г., г. Орел».

После окончания войны дед вернулся в Якутск. Шофер — это не только его военная профессия, но и мирная, он водитель I класса. Сначала был личным водителем первого секретаря Якутского обкома КПСС Ильи Егоровича Винокурова, затем механиком гаража обкома. В середине 50-х годов стал главным механиком управления механизации СМУ-8 «Якуттяжстроя» с автопарком в 700 единиц тяжелой техники. В этой должности Михаил Константинович проработал более 25 лет, общий стаж составил более 56 лет. Рядом с ним трудилась моя бабушка Нина Михайловна, она в 1958 году окончила автошколу в Якутске, получила права шофера III класса. Вместе они прожили около 50 лет. 

Мне дороги воспоминания о моих дедушках и бабушках, я горжусь ими.

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Общество Просмотров: 1067 Источник: Газета "Якутия" Автор: Игорь Топорков Подписаться на обновления

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ