В начале войны, когда проводилась мобилизация, деда не взяли в армию, оставили работать бригадиром в колхозе: у него была повреждена правая рука. Но свой долг по защите Отечества он выполнил еще в годы гражданской войны, когда воевал в отряде красных партизан под командованием Василия Маркова. Участвовал в боевых столкновениях с белобандитами в Даппарае, Жархане. Награжден юбилейными медалями Вооруженных сил СССР.
У отца сохранился военный билет. Страницы красной книжки свидетельствуют о том, что Малышев И.М. призван на действительную военную службу и направлен в часть 9 июня 1944 г. Военную присягу принял 25 августа 1944 г. при 673 стрелковом полку, где начал службу в качестве стрелка. Участвовал в войне с Японией с 9 августа по 3 сентября 1945 г. в составе 152 стрелкового полка. Боевое крещение получил при взятии штурмом укрепленной крепости г. Хайлар, в Маньчжурии. Город считался неприступным оплотом Квантунской армии. Однако советская гвардия преодолевала и не такие крепости на западном фронте, ломая хребет гитлеровской Германии.
Был накоплен достаточный опыт наступательных операций. Собрав мощный ударный кулак, после продолжительной артиллерийской подготовки из сотен полковых гаубиц, гвардейских «Катюш» на штурм горящего Хайлара двинулась пехота. Впереди стремительно продвигались штурмовые группы, которые подавляли очаги сопротивления. Основным частям оставалось добивать японцев и устанавливать мирную жизнь в китайской провинции: советскую комендатуру, заниматься пленными и местными жителями. После Хайлара отец вместе с однополчанами преодолевал горы Большой и Малый Хинган, пустыню Гоби, освобождал города Джалантунь, Цицикар, где и встретил весть о капитуляции Японии.
Война закончилась, но служба продолжалась. Отца направили на учебу младшего командного состава. С января по апрель 1946 г. был курсантом 58й школы воздушных стрелков, с апреля по сентябрь того же года – курсантом 63й школы младших авиаспециалистов и с октября 1946 г. по май 1951 г. служил в воинской части 21261 мастером авиавооружения, в звании сержанта, затем старшего сержанта.
Как все фронтовики, отец не любил рассказывать о войне. Его боевые награды мы с братом, играя в войну, растеряли или отдали кому, не помню. Из обрывков детских воспоминаний в памяти остались лишь мотивы вальса «На сопках Маньчжурии», который на баяне умело выводил отец, короткие воспоминания об окруженном и огненном Хайларе, о маленьких японских танках, которые с легкостью переворачивали советские солдаты, о вооружении американских истребителей «Аэрокобра», на которых пулеметы стреляли через работающие винты, так называемая турельная стрельба. Вернулся отец домой только в 1951 г., за семь лет став почти профессиональным военным.
Газета "Олекма"
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети