Передо мной послевоенная фотография прабабушки, с нее смотрит молодая красивая женщина. Я ищу в ее чертах сходство со своим отражением в зеркале. Надеюсь, что похожа на нее и характером, по крайней мере, стремлюсь к этому.
На фронт
Ольга Дмитриевна — моя прабабушка по отцовской линии — родилась 2 июня 1922 года в деревне Комаровка Смоленской области Стодолищенского района в крестьянской семье. Окончила семь классов. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 20 лет. С первых дней она, как многие девушки и женщины, обивала порог военкомата, требуя отправить ее на фронт.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в начале октября 1941 года, прославленная лётчица, Герой Советского Союза Марина Раскова лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Её просьба была удовлетворена. В соответствии с приказом наркома обороны было сформировано три подразделения: истребительный авиационный полк 586, авиационный полк ББ 587 и ночной авиационный полк 588 (легендарные «ночные ведьмы»).
Недостатка в желающих воевать в них не было. Группами и в одиночку к зданию ЦК ВЛКСМ в Москве, где работала мандатная комиссия по отбору девушек-добровольцев в авиачасть Марины Расковой, шли девушки-пилоты гражданского флота, летчицы аэроклубов, студентки, молодые работницы московских фабрик, учреждений и оборонных предприятий, сотни и сотни человек. Брали наиболее подготовленных. Среди них была Ольга Дмитриевна Воронцова.
Боевое крещение
После трехмесячного обучения ее назначили в 107-й гвардейский истребительный авиаполк. 15 июня 1942 года она приняла присягу, а 17 июля вылетела на первое боевое задание на своем ПО-2.
Эти фанерные, легкие самолеты совсем не подходили для ожесточенных сражений с немецкими захватчиками. Немцы откровенно хохотали при виде хрупкой конструкции. Часто девушек не воспринимали всерьез, и им в течение всей войны приходилось доказывать свое мастерство и демонстрировать возможности «воздушного тихохода».
Как вспоминает дедушка, его мама рассказывала, что во время первых полетов немецкие асы даже не вступали в бой с нашими девушками, показывая тем самым, что немецкий солдат не воюет в небе с женщинами. Но начались ночные вылеты, фашисты озверели и начали настоящую охоту на наших летчиц.
Техника атаки «воздушной кофемолки»
В Красной армии за «воздушным тихоходом» помимо этого прозвища закрепилась еще парочка не очень красивших его — «летающая этажерка» (он чем-то был похож на нее) и «кукурузник» (за то, что ему даже аэродрома не требовалось — самолет мог садиться и взлетать и с кочкастых полей, и с узких лужаек, и с небольших полянок в лесу, и с деревенских улиц).
При всем этом своем убожестве данное создание конструкторской мысли Поликарпова могло транспортировать от 100 до 300 кг бомб, а иной раз все 400 и даже 500 боевых кило.
Эти тихоходные «кукурузники», управляемые девушками, наносили врагу столь значительный урон, что возникла легенда, будто бы асам Люфтваффе за сбитую «ночную ведьму» сулили одну из престижных наград рейха — Железный крест и премию в две тысячи рейхсмарок! Так или иначе, но парадоксально то, что сбить ПО-2 было столь же трудно, как и легко.
Трудно ночью, поэтому девушки исключительно в это время суток и бомбили вражеские позиции. Против него была бессильна ПВО. Техника атаки русской «воздушной кофемолки» заключалась в том, что группа самолетов подходила к цели на малом газу и на сверхмалой высоте, и вражеская ПВО нередко опоминалась лишь тогда, когда с неба на войсковые порядки или коммуникации уже падали бомбы.
Войну закончила в Восточной Пруссии
Войны без потерь не бывает. Участвуя в боях с врагом, несли их и женские авиаполки. Немецкие зенитчики стремились поймать самолет в луч прожектора и открывали огонь. Свет ослеплял летчиц, и пилотировать было крайне нелегко.
Два раза самолет Ольги Воронцовой подбивали. В первом случае они с подружкой остались живы, второй раз подруге не повезло: она была тяжело ранена и погибла в горящем самолете, прабабушка выпрыгнула с парашютом, неудачно приземлилась и сломала ногу. Некоторое время лежала без сознания. Ее подобрали наши разведчики, видевшие неравный воздушный бой советского самолета против двух немецких, как летчик прыгнул из горящего самолета и приземлился на нейтральную территорию.
После госпиталя Ольга Дмитриевна вернулась в свой авиаполк и стала еще яростней громить фашистских захватчиков.
Так она воевала до Победы, войну закончила в Восточной Пруссии. Награждена медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны 2 степени. Я горжусь своей прабабушкой.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети