Восьмого июля Фатима Кузьминична Никанорова (Гаврильева) с дочерью Венерой побывали в деревне Ивановское Износковского района Калужской области, где в братской могиле покоится прах ее отца, и на Пинашском поле – месте его гибели.
Это стало возможно благодаря кропотливой работе, упорству, настойчивости поисковика-исследователя Александра Соколова.
Легендарный спецназ
Более двадцати лет Александр Николаевич восстанавливает историю создания, боевой путь, судьбы бойцов и командиров легендарного спецназа Георгия Жукова – отряда особого назначения Западного фронта. Он был создан в октябре 1941 года и состоял из 600 человек, которые выполняли дерзкие операции в тылу врага. На вооружении у спецназовцев кроме автоматов, пулеметов, гранат и автоматических винтовок были винтовки-бесшумки и «новое модернизированное оружие».
Соколов установил, что Кузьма Гаврильев,ушедший на фронт в сентябре 1941 года, воевал в этом отряде снайпером. Погиб 3 февраля 1942 года в бою против 4-го полка СС в районе деревни Пинашино.
— Занимаясь историей спецназа, я сделал небольшое открытие, что в списках потерь 51-го стрелкового полка за февраль-март 1942 года встречаются фамилии бойцов и командиров (записанных рядовыми) отряда особого назначения Западного фронта, погибших и пропавших без вести в бою 3 февраля 1942 года, — рассказал Якутскому-Саха информационному агентству «РИИХ Сахамедиа» Александр Николаевич.
По его словам, в последних числах февраля – марте 1942 года 51-й стрелковый полк вел тяжёлые бои по освобождению от противника деревни Пинашино Износковского района Смоленской (ныне Калужской) области. При сборе тел своих павших товарищей солдаты обнаруживали в снегу и трупы бойцов, командиров (без знаков различия) отряда особого назначения, погибших ещё 3 февраля 1942 года. Они записывали их как рядовых своего подразделения и отправляли извещения-похоронки родным павших по обнаруженным при них адресам. Так, например, младший лейтенант И.Ф.Тюрин, политрук Н.С.Басов из спецназа Жукова превратились в «рядовых 51 СП», павших через два месяца после даты своей действительной гибели.
Работая по этому вопросу в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО), Александр Николаевич стал записывать фамилии погибших у Пинашино из журнала учёта потерь полка, чьи данные явно вызывали затруднение у писаря подразделения при заполнении необходимых граф.
Запутанная история
Одним из таких «непонятных», явно посторонних для списков полка бойцов был Гаврилов Кузьма Никифорович из Якутской АССР, «Бунтарский р-н, Чакырский с/с, к-з им. Калинина». Его жена записана как Гвардилова Евдокия Максимовна.
— Перебирая данные на всех погибших и пропавших без вести из Якутской АССР по имени Кузьма Никифорович, я установил, что был только один Кузьма Никифорович – Гаврильев из Сунтарского района, Чакырского сельского совета, колхоза им. Калинина. Жена – Гаврильева Евдокия Павловна, — поясняет исследователь. –Поиск родственников солдата привёл меня к его дочери Фатиме Кузьминичне Никаноровой (Гаврильевой) в якутское село Эльгяй. Благодаря Елене Торговкиной, правнучке Кузьмы Гаврильева, были организованы переписка, сбор семейных воспоминаний и легенд о нем. Собранные воедино эти материалы и мои наработки по боевому пути отряда особого назначения Западного фронта помогли прояснить судьбу бойца.
Кузьма Никифорович, родившийся в 1910 году, ушел на фронт из села Эльгяй (колхоз им. Калинина),был женат на Максимовой (вот откуда отчество «Максимовна» в документах 51-го стрелкового полка) Евдокии Павловне. По сохранившимся в семье ее рассказам, «работал на перевозке ответственных грузов лошадьми, порой по бездорожью, зимой, физически развитый, выносливый, умеющий всё, был охотником, ходил на лыжах, хорошо стрелял». В сентябре 1941 года призван в РККА, с этого момента связь с ним прервалась. В документах Сунтарского военкомата числится пропавшим без вести с марта 1942 года.
После войны, когда Фатима училась в младших классах, учитель-фронтовик Михаил Никифорович Кюндяйцев рассказал ей:«Во время войны встретил твоего отца Кузьму. Он сказал, что воюет снайпером». Она была ещё маленькой и ничего не сумела расспросить, но, видимо, учитель больше рассказал её маме Евдокии Павловне, так как в семье сохранилась легенда, что Кузьма Никифорович «служил в секретном подразделении».
* * *
На Пинашском поле Фатима Кузьминична и Венера провели традиционный для народа саха ритуал поминовения, высыпали на братскую могилу привезённую из Якутии землю. Фатима Кузьминична рассказала отцу о судьбах членов его семьи. Ей 79 лет, она последняя из его девяти детей. Но есть внуки, которые помнят и гордятся своим дедом.
Комментарии
Авторизация на сайте через социальные сети