ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

На карте

17 февраля 2015, 16:40

Закрыть нельзя реанимировать: жители умирающих поселков Якутии перед выбором


Села Улу и Якокут в Алданском районе разделяют несколько сотен километров. Первое расположено на федеральной трассе Лена, второе - в 26 километрах от Алдана в живописной лесной местности. Но они похожи в главном - по мнению их жителей, никаких перспектив у этих поселков нет.

Жизнь на обочине

На полпути от Якутска до Алдана, на обочине федеральной трассы «Лена» расположено село Улу. АЗС, пара придорожных кафе на въезде, дизельная котельная, несколько жилых домов – вот и вся нехитрая инфраструктура этого населенного пункта.

photoByWidth&id=23271&width=1000

Улу – типичный дорожный поселок – некогда здесь размещалась база дорожников. Дорожные службы содержали федеральную трассу, по сути, являясь градообразующим предприятием. Сегодня, когда за дорогу отвечают многочисленные региональные дочки Росавтодора, необходимость в их постоянном присутствии отпала. С уходом дорожников Улу постигла обычная судьба монопоселков – на смену им никто не пришел и поселок начал медленно умирать.

Молодежь в поисках работы и лучших условий жизни начала перебираться в райцентры – Томмот и Алдан - потянув за собой детей. Как следствие, население Улу быстро «постарело» - большую его часть составляют пенсионеры. С их слов, сегодня в поселке числится немногим меньше 100 жителей, фактически проживает - едва ли половина.

В поселке много пустующих, но не бесхозных квартир. Квартплату за них начисляют ежемесячно, а уехавшие жильцы не спешат гасить задолженность. В свою очередь управляющие компании не спешат исполнять свои обязанности по обслуживанию поселка.

photoByWidth&id=23272&width=1000

Во время отчета правительства жители, собравшиеся в одноэтажном старом здании, (судя по всему - гибриде администрации и клуба), возмущались по поводу требующей капремонта канализации, неисправной проводки в домах, но особенно сетовали на отсутствие в поселке фельдшерско-акушерского пункта. Что касается питьевой воды, то эта проблема родилась вместе с поселком – ее единственным источником является водовозка, приезжающая из Томмота.

photoByWidth&id=23274&width=1000

На фоне всего этого, мнение о том, что поселок проще закрыть, чем содержать, не стало неожиданностью. По словам жителей, этот вопрос они ставят уже пять лет, а в последнее время особенно – согласно проекту реконструкции «Лены» предполагает перенос трассы на 180 метров левее поселка.

photoByWidth&id=23273&width=1000

«Поселок дороже содержать, чем закрыть. Сейчас федеральная трасса пройдет стороной и мы будем практически отрезаны, никаких доходов не будет. Затраты на то, чтобы все сделать как положено нужны большие, а закрыть – это один раз вложиться, обеспечить людей жильем и все», - рассуждают жители Улу.

Между лесом и мостом

В поселок Якокут ведет живописная лесная дорога, окружённая высокими, зеленеющими на фоне заснеженных холмов елями. Приходящее на ум сравнение со Швейцарией, конечно, банально, но отнюдь не надумано.  Сходства добавляет расположенный здесь противотуберкулезный диспансер – единственное, если можно его так назвать, градообразующее предприятие в поселке.

photoByWidth&id=23278&width=1000

Раньше таковым являлась Якокутская ТЭЦ – крупнейшая электростанция в Алданском районе, но в 1971 году ее перенесли в поселок Чульман, вслед за станцией закрылась и работавшая в поселке пилорама. Полторы тысячи жителей, детский сад, школа, два клуба, библиотека, парк – все это осталось для Якокута в прошлом. Сегодняшние реалии – это 17 дворовых хозяйств и около двадцати жителей, хотя прописано, конечно больше. Так же как и в Улу, большинство из них – пенсионеры. Молодежь, даже те, кто официально считается жителями Якокута, работает в Алдане, там и живет, снимая жилье.

photoByWidth&id=23279&width=1000

Желающие послушать отчет правительства разместились в небольшой комнатке в здании местной администрации, при этом численный перевес явно был на стороне членов правительства. Отчет жители выслушали внимательно, поблагодарили за информацию. Вопросов задали всего два: что делать с разрушающимся мостом и ветхим жильем и будут ли закрывать поселок.

photoByWidth&id=23280&width=1000

80-метровый деревянный мост через речку Якокут, обеспечивающий связь с «большой землей», строился почти 100 лет назад и давно считается аварийным. Под воздействием воды и времени его опоры начали разрушаться и сегодня жители Якокута всерьёз опасаются, что грядущего паводка ему не пережить – мост просто смоет водой. Впрочем, этого со страхом ждут каждый год, но пока, как говорится, бог миловал.

Как дома в поселке, ремонту мост уже не подлежит, остаётся только строить новый. Удовольствие не из дешевых – самый «скромный» вариант обойдется в порядка 60-70 миллионов рублей, если строить такой же деревянный; железобетонный выйдет как минимум вдвое дороже. Но стоит ли игра свеч, с учетом того, сколько людей здесь живет?

«Отжил свое поселок, закрывать нужно», - вздыхают жители.

«Нам, конечно, лучше его закрыть. И они мучаются, и мы», - соглашается с ними глава муниципалитета Полина Даниленко.

Все в ваших руках

Члены правительственной группы приняли вопросы о закрытии Улу и Якокита в качестве постановочных, при этом пояснили, что решающую роль в этом вопросе играют сами жители.

«Должна быть большая заинтересованность со стороны населения, именно вы должны инициировать процесс», - объяснил глава Дирекции биологических ресурсов Минохраны природы Якутии Семен Терехов. Будучи главой Кобяйского района он уже сталкивался с такой проблемой, поэтому смог объяснить жителям как работает этот механизм.

photoByWidth&id=23281&width=1000

«На самом деле, муниципальное образование имеет права само закрыть поселок, если у него есть на это средства, достаточно разработать соответствующий нормативно-правовой акт», - пояснил он, добавив, что, как правило, денег у муниципалитетов всегда не хватает, поэтому они обращаются к правительству Якутии.

По его словам, процедура будет длительной и сложной и к этому нужно быть готовыми. Первым этапом должен быть общепоселковый сход, на котором жители принимают решение о закрытии или сохранении поселка. Чтобы решение схода имело силу, до его проведения необходимо известить всех заинтересованных лиц, в том числе тех, кто фактически в поселке не проживает.

Второй этап - муниципальный – принятое решение направляется в администрацию района, где решается вопрос о перспективности или бесперспективности поселка, после чего решение направляется для рассмотрения депутатами райсовета. Если и они соглашаются с необходимостью закрытия поселка, документы направляются на рассмотрение в правительство Якутии, а именно – в межведомственную комиссию по развитию территорий.

photoByWidth&id=23282&width=1000

Глава комиссии проводит заседание с участием представителей поселения и администрации района, на котором еще раз взвешиваются все "за" и "против". Если правительство соглашается выделить средства на закрытие поселка, то документ направляется в Госсобрание республики, а затем - в Москву, где принимается окончательное решение о снятии населенного пункта с реестра.

«Конечно, есть много тонкостей, но если вкратце, механизм таков. Конечно, сил потребуется много, но если все делать грамотно, и законно обосновать решение о закрытии, то шансы на успех есть», - заверил он жителей Улу и Якокита.

Когда не видно горизонта

В администрации Алданского района в принципе согласны с тем, что закрыть поселки выгоднее, чем их содержать, однако понимают, что прежде чем принимать такое решение нужно взвесить все «за» и «против».

По словам замглавы Алданского района по экономике и финансам Расиля Халиуллина, нужно либо создать людям нормальные условия для проживания, либо закрыть поселки.

photoByWidth&id=23287&width=1000

«Возьмем Якокут: там у нас на сегодняшний день находятся 17 домохозяйств и определенное количество людей прописаны. Причем есть такие, кто прописан в тех домах, которые уже не существуют. Плюс, если с мостом что-нибудь случится, поселок будет отрезан от мира.

Чтобы создать условия, которые соответствовали бы минимальным стандартам проживания, нужно: а) сделать мост, б) отремонтировать жилфонд, в) обеспечить доступность социальных услуг и так далее.

Или, к примеру, Улу. Раньше там жили дорожники, сейчас они ушли. Перспектив в плане работы никаких. Там даже воды нет, понимаете. Сколько там скважины ни бурили, воды пригодной для питья там нет - поэтому воду возят за 120 километров водовозкой. Это, пусть и небольшой, но дополнительный расход для бюджета. Сельское хозяйство там не перспективно, да и испокон веков там его не было. Есть придорожные кафе и АЗС, но они могут существовать автономно, не будучи привязанными к населенным пунктам», - рассуждает он.

Аналогичная ситуация в Якокуте – единственное предприятие поселка – противотуберкулезный диспансер, кроме как там, работать негде. Жители, правда утверждают, что вокруг поселка сосредоточены залежи золота, но Госкомгеологии Якутии эти данные не подтверждает.

photoByWidth&id=23290&width=1000

«Когда мы готовили инвестиционный паспорт района, я говорил с геологами. В районе Якокута подтвержденных запасов золота, которые стояли бы на балансе - нет. На бытовом уровне разговоры идут, но это не серьезно. Но даже если бы они были – для геологоразведки и добычи населенный пункт не нужен – недропользователи не будут его содержать», - говорит Халиуллин.

В целом руководство района поддерживает жителей и готово работать в этом направлении. И в первую очередь начать с расчёта затрат, связанных с содержанием каждого населённого пункта и расходов, связанных с их переселением.

«Хотя мы в эти поселки практически не вкладываемся – у нас там нет социальных объектов, но, учитывая расходы на содержание дорог, внутрипоселенческие расходы, стоимость услуг ЖКХ, 70% которых субсидируются из республиканского бюджета, совокупные расходы могут быть немаленькие. Но для того чтобыделать выводы, нужно иметь на руках точные цифры, и смотреть, что перевесит», - объясняет замглавы.

Но, по его мнению, даже не это - главное. Если речь идет о сохранении поселков, то должен быть виден какой-то горизонт, а его нет.

«Получается, что мы людей там держим, но не можем им создать нормальные условия для проживания: чтобы дети ходили в детский сад, школу, получали качественную медицинскую помощь, услуги культуры. Сейчас какие муниципальные государственные услуги человек там может получить? А ведь таких поселков многоСтоит ли сохранять  населенный пункт, если, имея его, мы ничего не выигрываем и, самое главное, люди ничего выигрывают?», - считает он.

В этом с ним трудно не согласиться.

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Территория Просмотров: 2311 Источник: ЯСИА Автор: Галина Мозолевская Изображение: Галина Мозолевская Подписаться на обновления

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ