ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

На карте

13 мая 2015, 09:32

Якутянин почтил память деда, захороненного в деревне Стремутка Псковского района


В апреле исполнился 71 год со дня гибели рядового Егора Балбахова, который участвовал в боях за освобождение Псковской области. Все это время родные из далекой Якутии не знали, каким был его последний бой и где он встретил свою смерть. И только сейчас, благодаря электронному архиву Министерства обороны «Подвиг народа», стало известно место захоронения героя – деревня Стремутка Псковского района. О том, как внук солдата поклонился могиле деда в статье корреспондента газеты «Псковская провинция» Ульяны Михайловой.

Накануне юбилея Победы внук якутского солдата Виссарион Балбахов преодолел путь в несколько тысяч километров, чтобы поклониться могиле деда и воздать ему воинские почести. В тот день погода была явно не расположена к приему гостей. Впрочем, сильный, пробирающий до костей ветер мог напугать кого угодно, но только не Виссариона Балбахова. И пока мы с главой Ядровской волости Олегом Смирновым извинялись перед якутом за холодную весну, он… отогревался и как ребенок радовался пробивающимся почкам. На его родине в день отлета было минус 10. Почетного работника торговли не смутили ни цены в наших магазинах (в Якутске они раз в пять дороже), ни разница во времени.  По сравнению с тем, что ему предстояло выполнить, все эти «превратности бытия» не имели никакого значения. Из рассказов отца Виссарион знал, что его близкий родственник похоронен на Псковщине. И хоть территория нашей области раз в десять меньше Якутии, искать могилу Егора Егоровича оказалось ничуть не проще, чем иголку в стоге сена. Тем более, находясь за тысячи километров… Но Балбаховым повезло. Информацию из Министерства обороны со ссылкой на сайт «Подвиг народа» они получили на удивление быстро.

photoByWidth&id=33108&width=1000

"Мой дедушка родился в 1919 году и был призван на фронт Олекминским райвоенкоматом», – рассказывает Виссарион Балбахов. - Сначала три месяца обучался в Иркутской области, а потом направили в Ленинградскую область, где воевал в составе 1 отделения 204 лыжной бригады. Во всех якутах генетически заложено умение метко стрелять и ездить на лыжах, вот и наш Егор отличился. Он был санитаром, и во время боев с 15 по 20 марта 1943 года под сильным минометным и пулеметным огнем вынес 22 тяжелораненых бойца. За проявленные мужество и героизм Егор Балбахов был награжден медалью «За боевые заслуги». Он погиб через год, 4 апреля 1944 года, не дожив до Победы совсем немного…"

Деньги на дорогу в Псков собирали всем миром, а делегировать решили Виссариона – самого старшего и уважаемого в роду. Заранее о своем визите он никому не сообщил, полагая, что мир не без добрых людей.  И не ошибся. Экзамен на гостеприимство псковичи выдержали с честью, встретив Балбахова как дорогого гостя. Заместитель председателя городского совета ветеранов Владимир Кузьмин вручил ему медаль, посвященную 55-летию Кургана дружбы, а глава Ядровской волости Олег Смирнов отвез на братское захоронение в Стремутке. Там он возложил цветы к одной из памятных плит, где значилась фамилия деда, и провел специальный поминальный обряд. Согласно народным поверьям, душа якута после смерти находится на одном из девяти уровней. Виссарион выложил на землю девять оладьев, намазал их национальной обрядовой кашей из коровьего масла и муки – ее называют саламат, и посыпал чайной заваркой. Якут объяснил, что таким образом он прикармливает духов, как делали его предки. Затем он развел костерок из березовых щепок, добавив туда для запаха конский волос. Потом вырыл небольшую ямку и бросил горсть якутской земли. Перед самым отъездом гость натянул между двумя березками веревку с разноцветными ленточками. Эта часть обряда называется у якутских шаманов салама – жертвоприношение Духам земли. Удивительно, но именно в тот момент дождь кончился, ветер затих, и на памятные плиты с фамилиями бойцов упали солнечные лучи.

photoByWidth&id=33109&width=1000

«Видите, как дедушка обрадовался моему приезду? – задает риторический вопрос Виссарион, и в его голосе, как гроздья салюта, искрятся победные нотки. «Наконец-то его душа успокоилась, а вместе с ним и моя. И чувствую, что здесь похоронен не только Егор Балбахов, но еще много якутов. Я выражаю благодарность главе Ядровской волости Олегу Смирнову за то, что он находит средства содержать братское захоронение в прекрасном состоянии и заместителя председателя городского Совета ветеранов Владимира Васильевича за гостеприимство. Пользуясь случаем, обращаюсь к правительству Якутии с просьбой не забывать земляков, погибших в годы войны. Знаю, что на воинских мемориалах Тульской и Новгородской области есть памятные знаки, посвященные якутам. Было бы неплохо, чтобы они появились во всех регионах России. Также большое спасибо передаю постоянному представителю Республики Саха (Якутия) в Санкт-Петербурге Галине Макаровой и консультанту представительства Евгению Петрова за помощь в поездке».

Фото автора

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Общество Просмотров: 1197 Источник: ЯСИА Автор: Ульяна Михайлова Подписаться на обновления

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ