ЯСИА12+ СахаМедиа

Сюжеты

Главное Политика Экономика Общество Территория Инвестник Происшествия Культура Спорт Природа Жизнь Подробно Не факт

Фотоматериалы

альбомы
(Не отображено 341 фото) Просмотреть все

На карте

27 мая 2015, 11:51

Егор Борисов: Трудности мобилизуют, вызовы заставляют объединяться


Отчет Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2014 год, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Уважаемый Александр Николаевич! Уважаемые народные депутаты! Уважаемые жители Якутии!

 В соответствии с Конституционным законом представляю вам ежегодный отчет о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Этим летом, в середине июня, будет ровно пять лет, как я возглавил нашу республику. Думаю, это подходящий повод для того, чтобы в сегодняшнем отчете вновь оценить и обобщить результаты проделанной работы не только за минувший год, но и за весь период моих полномочий главы региона – с 2010-го по 2014-й годы.

Настроение людей напрямую связано с их информированностью обо всём, что происходит в мире, в стране, в республике. Это тем более важно в сегодняшних сложных политических и экономических условиях. Недостаточная открытость органов власти, особенно на муниципальном уровне, часто не показывает реальные достижения или недостатки, вызывает непонимание или неприятие обществом каких-то вещей, сдерживает проявление инициатив со стороны населения.

Правительство республики продолжает проведение традиционных ежегодных отчётов. Сам я тоже стараюсь как можно чаще посещать районы, отдельные поселения, трудовые коллективы. Только общаясь с народом, можно узнать об истинном положении дел.

Уважаемые коллеги!

Функции главы республики и правительства республики сконцентрированы в принятии конкретных управленческих решений и механизмов, нацеленных на грамотное исполнение государственных полномочий в интересах населения республики. Эта работа ведётся на системной основе, в постоянном взаимодействии с хозяйствующими субъектами, муниципальными образованиями, федеральными структурами, в том числе их территориальными подразделениями. На горизонтальном уровне – с парламентом республики, общественными организациями, бизнес-сообществом, средствами массовой информации.

Прошлый год мы завершили с положительными результатами по всем основным экономическим показателям. Несмотря на снижение поступлений из федерального бюджета, нам удалось нарастить объем собственных доходов консолидированного бюджета республики на 25 процентов – до 100 миллиардов рублей.

Это позволило полностью выполнить обязательства по приросту заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с «майскими» указами Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, на что было затрачено почти 60 миллиардов рублей. Отдельно отмечу, что в период с 2010-го по 2014-й годы среднемесячная номинально начисленная заработная плата по республике увеличилась в 1,8 раза – с 28,7 тыс. рублей до 50,7 тыс. рублей.

В прошлом году мы вынуждены были немного ужиматься по некоторым государственным программам. В то же время сосредоточили ресурсы на приоритетных позициях, серьезно увеличили финансирование государственных программ в сфере образования (на 6 миллиардов рублей), жилищно-коммунального хозяйства (на 3 миллиарда рублей), обеспечения жильем (на 600 миллионов рублей), социальной поддержки граждан (на 500 миллионов рублей). В результате бюджет сохранил свою социальную направленность – более половины средств, а если быть точнее, то 82 миллиарда рублей, – пошло на финансирование социально-культурной сферы.

В целом за последние пять лет темпы роста нашей экономики были более высокими, чем в среднем по стране. Если говорить конкретнее, мы имеем превосходящую динамику по семи важным макроэкономическим индикаторам.

Так, рост валового регионального продукта республики в физическом объеме составил 14 процентов против 10 процентов по Российской Федерации. Промышленное производство увеличилось в 1,7 раза. Это обеспечило Якутии вхождение в число регионов с наилучшими темпами роста промышленности. Кроме того, мы идем с опережением среднероссийских показателей по грузообороту транспорта, экспорту, уровню реальной заработной платы и индексу потребительских цен.

За пять лет в экономику республики привлечено около триллиона рублей инвестиций в основной капитал. С самого начала своей работы, в 2010-м году, я поставил перед правительством задачу: преодолевая негативные последствия глобального финансово-экономического кризиса того времени, прежде всего, обеспечить социальную стабильность.  И надо сказать, что по сравнению с другими субъектами федерации, наша республика пережила мировой кризис с минимальными потерями. Причём во многом это стало возможным благодаря применению программного и комплексного подхода к решению поставленных задач.

При этом мы обеспечили последовательность в достижении стратегических целей. Продолжили диверсификацию экономики, реализацию Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

С 2012 года в республике внедрена новая система планирования социально-экономического развития. В числе первых в Российской Федерации государственный бюджет республики исполняется в условиях использования программно-целевого метода, что обеспечивает его эффективность и прозрачность.

За последние пять лет поступление доходов государственного бюджета увеличилось с 95 миллиардов рублей в 2010-м году до 150 миллиардов рублей по итогам 2014-го года. Подчеркну также, что выделение республике финансовых средств, в рамках федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных проектов, за пять лет удвоилось.

В расходной части бюджета на реализацию 35 государственных программ Республики Саха (Якутия) за три последних года затрачено 400 миллиардов рублей. В том числе на образование – 83 миллиарда рублей, на здравоохранение – 51 миллиард, на жилищно-коммунальное хозяйство – 47 миллиардов, на социальную поддержку граждан – 31 миллиард. Порядка 54 миллиардов рублей направлено на выполнение полномочий органов местного самоуправления, 50 миллиардов – на строительство объектов в рамках Инвестиционной программы республики.

Всего с 2010-го по 2014-й годы только по Инвестиционной программе РС(Я) введено в строй 112 объектов социально-​культурного назначения и 307 котельных, ещё 192 социальных объекта введено по линии общественного движения добрых дел «Моя Якутия в XXI веке».

Системный подход стал основой наших успехов в работе по повышению социальных стандартов жизни населения. В рейтинге эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2010-й год Якутия находилась в самом хвосте, сейчас мы кардинально улучшили свои позиции.

Как совокупный итог планомерной работы в социальной сфере, за пять лет коэффициент естественного прироста населения республики возрос с 7 до 9,2 человек на 1000 населения. С этим показателем мы занимаем 8-е место по Российской Федерации. Ожидаемая продолжительность жизни в Республике Саха (Якутия) увеличилась более чем на 2 года – до 69 лет, превысив темпы роста в среднем по России. Здесь мы опережаем такие передовые субъекты как город Москва, Татарстан, Красноярский край и занимаем безусловное первое место на Дальнем Востоке.

Таковы, пожалуй, основные, базовые параметры нашего развития. Они наглядно показывают, что в период с 2010-го по 2014-й год республика привлекала больше инвестиций, больше производила и зарабатывала, направляла больше средств на социальную политику и увеличение заработной платы бюджетников. И соответственно можно сделать вывод, что мы ощутимо продвинулись вперед по части повышения уровня и качества жизни населения.

Уважаемые друзья!

В своем прошлогоднем февральском Послании я говорил о том, что нашу республику следует разделять на четыре исторически сложившиеся территориальные зоны – промышленную, сельскохозяйственную, арктическую и центральную (город Якутск и его окрестности).

Все эти четыре зоны разнятся и по численности населения, и по уровню доходов, и по сложности проблем, и даже по ментальности проживающих там людей. При этом мы отдаем себе отчет в том, что потребности аграрной и арктической зоны, где уровень жизни объективно ниже, требуют нашего первоочередного внимания и нестандартных подходов.

Исходя из этой логики, мы объявили 2013 год Годом села, который в дальнейшем трансформировался в Пятилетку устойчивого развития села. За прошедшие пять лет на реализацию программы развития сельского хозяйства в республике было направлено более 50 миллиардов рублей, львиная доля из них – это средства бюджета республики. Средний размер заработной платы на селе вырос с 18 до 37 тысяч рублей.

Мы сохраняем и приоритет по развитию инфраструктуры сельского хозяйства. Создаются агрокластеры, ведётся строительство современных жилых кварталов, инженерных и социальных объектов. Продолжается работа по вводу локальных водопроводов и газификация населенных пунктов. Во многих сёлах осуществляется перевод жилья на централизованное отопление. Так, например, более половины котельных и социальных объектов, в соответствии с Инвестиционной программой РС(Я), возведены на селе.

Экономика села всё ещё сталкивается с определенными трудностями, такими как невысокий объем рынков сбыта, ограниченность транспортной доступности и инженерных коммуникаций, высокие издержки на производство. Отдельным пунктом перед нами стоит задача повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, совершенствования муниципального земельного учета и контроля.

Пока мы не решили ключевую задачу по созданию системы гарантированного закупа, хранения и сбыта продукции сельского хозяйства. Но работа в этом направлении идёт. Ещё раз озвучу свою твердую позицию: нынешние механизмы поддержки не стимулируют повышение производительности сельскохозяйственного труда, а лишь поддерживают текущее состояние. Поэтому нужно пересмотреть сложную систему подходов к этой отрасли.

Чтобы производство крепло и развивалось, нужны, прежде всего, заинтересованные в этом трудовые ресурсы. И мы уже усматриваем позитивные сдвиги. Темпы внутренней миграции из села в город снизились в полтора раза. То есть происходит стабилизация демографической ситуации. В 2014 году удалось остановить спад сельского населения. Более того, наблюдается едва заметный, но, тем не менее, прирост населения в ряде сельскохозяйственных улусов – Намском, Горном, Вилюйском, Верхневилюйском, Мегино-Кангаласском, Таттинском и Чурапчинском.

Ещё один факт, который признают сами жители, главы районов и наслегов – у народа постепенно появляется понимание своей ответственности за состояние дел в родном селе. Первым толчком к этому стала передача части полномочий в области сельского хозяйства на уровень муниципальных районов, а затем и поселений. Дальше начала пробуждается народная инициатива, гражданская активность. Теперь важно донести до руководителей крестьянских и фермерских хозяйств, что они сами должны учиться мыслить стратегически, становиться более предприимчивыми.

Уважаемые товарищи!

2014-й год был объявлен в Республике Саха (Якутия) Годом Арктики. Вообще, после долгого забвения, мы, наконец, начали обращать внимание на развитие Арктики. В течение последних пяти лет на территории арктических и северных районов было построено более 150 социальных и коммунальных объектов, 79 котельных. В суммарном выражении на долю арктических и северных районов приходится почти 25 процентов всех веденных в республике социальных и коммунальных объектов, хотя в этих районах проживает всего 12 процентов населения республики.

Отмечу отрадный для нас факт: впервые за многие годы приостановлено снижение численности населения арктических и северных районов, сейчас оно стабилизировалось на уровне 112 тысяч человек. Для дальнейшей реализации задач Года Арктики принята Комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов на период до 2020 года общей стоимостью 46 миллиардов рублей.

Мы образовали Государственный комитет по делам Арктики и институт Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера, сейчас создаются Международная арктическая школа, Международный Арктический центр культуры и искусств.

Однако, отвечая новым вызовам, нам предстоит и впредь совершенствовать программные механизмы развития Арктики. Например, остро необходима организация стационарных офисов МФЦ для полного охвата государственными и муниципальными услугами северных и арктических районов республики.

Много вопросов предстоит решить на федеральном уровне, главным из них остается расширение Арктической зоны республики до 13 районов. Также нам нужна дополнительная поддержка в работе по досрочному завозу грузов, облегчению транспортной доступности, повышению качества связи, дальнейшему развитию альтернативной энергетики, строительству аэропортовых комплексов, защите интересов коренных малочисленных народов Севера. Который год мы бьемся за то, чтобы законодательно был урегулирован механизм добычи мамонтовой фауны. До сих пор не принят федеральный закон об оленеводстве.

Всё это наши с вами общие задачи, товарищи народные депутаты и члены правительства.

Уважаемые коллеги! Теперь о Якутске.

Все мы видим, что наша столица преображается внешне. И это прямое следствие того, что практически все ресурсоёмкие государственные программы республики вносят свой вклад в её развитие. В целом за пять лет город получил из бюджета республики 30 миллиардов рублей межбюджетных трансфертов.

Объём инвестиций в основной капитал по Якутску за пять лет составил 162,5 миллиарда рублей, в том числе 71 миллиард бюджетных средств. За пять лет в Якутске введено более 1 миллиона квадратных метров жилья – это около 20 тысяч квартир, или 56 процентов от общего объёма возведенного в республике жилья. В преддверии Игр «Дети Азии» 2012 года были выделены беспрецедентные ресурсы на капитальный ремонт дорожной сети, строительство спортивных и инфраструктурных объектов, которыми сейчас пользуется население столицы.

То есть республика вкладывает в город Якутск действительно значительные финансовые ресурсы. На этом фоне общий объем налоговых и неналоговых доходов бюджета города Якутска по итогам прошлого года составил всего 6 миллиардов рублей со снижением более чем на 4 процента по сравнению с 2013 годом.

Просил бы администрацию столицы форсировать работу по увеличению собственных доходов городского округа, в том числе за счет выявления налогооблагаемой базы по местным налогам и сборам, стимулировать создание новых видов производств. Мы понимаем, что без поддержки правительства республики, руководство столицы не сможет удовлетворить нарастающие потребности горожан, справиться со всеми первоочередными задачами.

Напомню, в прошлом году принят специальный указ о социально-экономическом развитии Якутска, определяющий приоритетные направления развития инфраструктуры города на ближайшие пять лет. В соответствии с этим документом мы запланировали строительство тридцати семи крупных социально значимых объектов, в том числе Якутской ГРЭС-2.        Республика будет и дальше помогать городу. Несмотря на это, я бы рекомендовал администрации столицы больше концентрироваться на хозяйственных делах.

Вообще, касаясь работы глав муниципальных образований, хотел бы сказать следующее. Во-первых, вы должны делать упор на развитии местного производства. И не только в Год предпринимательства. Потому что наличие крепкой производственной базы способствует и увеличению бюджета, и созданию рабочих мест, и повышению доходов населения, а в целом наполняет смыслом жизнь любого конкретного поселения.

Во-вторых, вы и только вы, органы местного самоуправления, несёте основную ответственность за развитие своих территорий. Мы не случайно начали практику заключения соглашений с муниципалитетами при строительстве крупных объектов за счет бюджетных средств. Это делается для того чтобы мотивировать и руководителей, и самих жителей самостоятельно решать многие насущные вопросы в своих населенных пунктах, брать на себя определённые обязательства.

Для обеспечения финансовой самостоятельности органов местного самоуправления продолжают совершенствоваться межбюджетные отношения. Количество государственных полномочий, переданных муниципальным районам, увеличилось с 30 до 38, одновременно растёт и финансовое обеспечение. Мне известно, с какими трудностями вы сталкиваетесь, но сейчас у вас имеется достаточно инструментов, чтобы грамотно и результативно вести свою работу.

Уважаемые товарищи!

Руководство республики пересмотрело прежние подходы к развитию наших основных промышленных районов.

Не могу сказать, что мы достигли каких-то сверх впечатляющих результатов, но они появляются. Впервые за многие годы в промышленных районах началось строительство социальных и инфраструктурных объектов за счёт ресурсов республики. Это поликлиники, технопарк, многофункциональный объект культуры, различные спортивные объекты. Произведены работы по строительству и реконструкции тепловых сетей. С освоением Отраднинского месторождения начата газификация города Ленска. В Нерюнгринском районе мы начали заниматься аварийным жильем, ремонтом медицинских объектов. В Мирнинском районе построены водоочистные сооружения. Кроме того, в промышленных районах возведено и реконструировано 36 котельных. По итогам 2014-го года объемы жилищного строительства в промышленных районах республики возросли в 1,4 раза к уровню 2010 года.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ

При частичном или полном использовании материалов гиперссылка на сайт ysia.ru обязательна.
Категория: Общество Просмотров: 1305 Источник: ЯСИА Автор: ЯСИА Изображение: Мария Васильева Подписаться на обновления

Комментарии

Вы не можете оставить комментарий, пока не войдете на сайт. Вход / Регистрация

Авторизация на сайте через социальные сети

ЯСИА, Якутия, Саха Сирэ